4
Оглавление
Введение...................................................................4
Глава 1. Структурообразующие факторы художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX столетия.........................27
1.1. Формы художественной жизни Тюмени второй половины XIX века: кружок К.Н. Высоцкого............................................................27
1.2. Роль учебных заведений в развитии художественной жизни Тюмени
на рубеже XIX - начала XX вв..............................................43
2.3. Студии изобразительных искусств Тюмени 1920-х годов..................58
2.4. Выставочная деятельность Тюмени. 1918-1927 гг........................80
2.5. Место традиционного народного искусства в художественной жизни Тюмени
1920-х годов........................................................88
Глава II. Крупнейшие художники и их роль в углубление >< совершенствовании содержания художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX столетия................................97
2.1. У истоков профессионального искусства Тюмени второй половины
XIX века. И.Л.Калганов....................................................98
2.2. Неизвестные страницы художественной жизни Тюмени конца XIX века. В.Г. Федоров................................................................ 108
2.3. Выдающаяся роль художников-педагогов в развитии художественной жизни Тюмени 1920-х годов. И.И. Овсшков. К.П. Трофимов. Е.К. Кропивницкий.............'..............................•......\.........118
2.4. А.П. Митинский - художник, педагог, общественный
деятель..................................................................138
Заключение...............................................................144
Список источников и литературы...........................................148
»
Приложения
*
*
единственным источником информации о культурной жизни Тюмени первого послереволюционного десятилетия.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствознании:
* предпринята попытка комплексного анализа художественной жизни Тюмени второй половины XIX- первой четверти XX вв.;
* введены в научный оборот уникальные источники, заполняющие огромную лакуну общей картины развития художественной жизни и изобразительного искусства Сибири исследуемого периода;
* воссозданы творческие биографии забытых художников Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. (И.А. Калганов, В.Г.Федоров, М.И. Авилов, И.И. Овешков, К.П. Трофимов, Е.Л. Кропивницкий и др.), определена их роль в общественной и культурной жизни города;
* составлены аннотированный «Словарь художников и деятелей культуры, живших и работавших в Тюмени во второй половине XIX - первой четверти XX века» и «Хроника художественной и выставочной деятельности Тюмени. 1918 -1928 гг.»;
* в результате исследовательской работы автора диссертации в фонды ТМИИ поступили ценные коллекции произведений художников, работавших в Тюмени во второй половине XIX - начале XX вв. (2.150 ед. хр., живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), из частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Тюмени. Принятые на основной учет ТМИИ, произведения составили основу вновь созданного отдела художественной культуры и искусства края (ИК);
* автором диссертации собран ценный архивно-документальный материал (сформированы пятнадцать комплексных личных фондов художников), на основе которого был создан в 1980 году научный архив ТМИИ (НА ТМИИ);
Глава 1. Структурообразующие факторы художественной жизни Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX столетия
1.1. Формы художественной жизни Тюмени второй половины XIX века: кружок Высоцкого
Тюмень, первый русский город в Сибири, во второй половине XIX века превратился в крупный купеческий торгово-промышленный город не только Тобольской губернии, но и всей Западной Сибири. 13 ряду факторов, способствовавших процветанию города с самого начала его основания (1586), можно назвать: естественно-географическое, быстрое развитие товарного
производства, промышленности, местных ремесел и промыслов, регулярное движение по проложенным - через- Тюмень дорогам на восток, запад, юг. Основными путями сообщения служили реки, которые вместе с сухопутными дорогами придавали Тюмени положение естественного центра всей транспортной сети Сибири, что обусловило ее социально-экономический, промышленный, общественный и культурный облик. В середине XIX века известный русский историк - экономист Ю.А. Гагемейстер писал: «Тюмень, без сомнения, самый цветущий город Тобольской губернии. Он обязан этим тому обстоятельству, что находится на постовом и торговом пути; Тюмень - ближайший к Уралу город, в Тюмени кончается водный путь, которым город сообщается с востоком».1 Специфика развития Тюмени как крупного торгово-промышленного центра всей Западной Сибири, влияла на формирование особого состава населения: он был представлен в большей степени ремесленным и мещанским сословием и
1 Гагемейстер Ю.А. Статистическическое обозрение Сибири. - СПБ., 1854. ч. II. С. 153.
- Київ+380960830922