Ви є тут

Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков

Автор: 
Силантьева Елена Леонидовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172345
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Наблюдаемое на современном этапе возрождение интереса к национальным и культурным корням, к неоднозначности и многоликости отечественного искусства неизменно обращает исследователей к российской провинции. В современной научной литературе наметилась позитивная тенденция к рассмотрению провинциальной культуры как составной части культурного наследия в целом, в сопоставлении ее с мировой культурой, а также активизация научной мысли по изучению отдельных аспектов в истории искусства российской провинции.
Анализ исторического развития художественной жизни российских провинциальных городов приобретает сегодня большое значение. В центре внимания отечественного искусствознания, как правило, оказывалась художественная жизнь Москвы и Петербурга, так как именно здесь работали великие мастера и создавались замечательные произведения искусства. Художественная жизнь столиц получила достаточно полную и всестороннюю характеристику в фундаментальных исследованиях Г.Ю. Стернина, Г.Г. Поспелова, Д.В. Сарабьянова, Т.П. Каждая, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко и др.
История художественной жизни провинции изучена недостаточно. Вместе с тем, осмысление таких явлений, как коллекционирование, выставочная деятельность, музейное строительство, художественное образование и критика в губернских центрах, существенно обогащают картину художественного прошлого России, делают се более объемной. Кроме того, провинциальные города, организуя свой художественный быт, не только подражали столицам, но и, при наличии общих закономерностей и влияния столичного опыта, создавали нечто особенное. Это также обуславливает необходимость изучения
художественной жизни в разных региональных центрах. Осмысление исторического опыта художественных традиций, накопленных в России, становится еще более актуальным в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Обращение к традиционным ценностям российской культуры, в том числе и художественным, многое дает и для поисков определения путей развития культуры в будущем.
Целью работы является комплексное изучение художественных традиций, характеризующих художественную жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков.
Названной целью обусловлены задачи исследования:
1. Создать и обосновать отсутствующую периодизацию развития художественной жизни, выявить предпосылки ее зарождения и воссоздать в историческом контексте как явление социокультурного развития Симбирска.
2. Проанализировать практические формы реализации художественных установок эпохи, нашедших воплощение в становлении художественной жизни Симбирска на рубеже Х1Х-ХХ веков.
3. Рассмотреть зарождение выставочной деятельности, художественных музейных коллекций, художественного образования и критики, возникновение художественно-общественных объединений в Симбирске как с позиции особенных, специфически региональных слагаемых, так и с точки зрения проявления общих закономерностей, присущих художественной жизни России в целом.
4. Выявить и проанализировать недостаточно изученные в искусствоведческой литературе произведения изобразительного искусства и архитектуры Симбирска на рубеже Х1Х-ХХ веков, представляющие основные стилистические направления отечественного искусства того времени.
Предметом изучения данного исследования стала художественная жизнь Симбирска на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выбор этого города не случаен, ибо
бревенчатой стеной протяженностью около 200 метров, по периметру располагалось восемь сторожевых башен. Эта часть города называлась «кремлем», или «рубленым городом».
В начальный период существования города планировка характеризовалась расположением деревянной крепости и направлениями основных дорог (на Москву, Саратов, Казань), радиально расходящихся от нее в разные стороны, вдоль которых формировалась жилая застройка. В кремле располагались «все тогдашние присутственные места: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба... На самой средине города стоял Троицкий собор. Севернее его... помещались гостиные ряды и хлебные амбары, а между ними стояли дворы и часовни Успенского монастыря, который был построен под горою. К западной стене города примыкал Спасский женский монастырь...»1. Кремль и монастырь стали градообразующим ядром Симбирска.
По описи 1678 года Симбирск был достаточно большим городом с численностью населения 1579 человек; по количеству дворов (605) он превосходил Воронеж (344), Тулу (312), Казань (310), Пензу (41). В кремле жили воевода, дворяне, бояре и прочие служилые люди. Вокруг кремля формировазся посад, где селились торговцы и ремесленники - плотники, кузнецы, мастера порохового дела, охотники, рыбаки.
Через Симбирск проходил Волжский торговый путь из Москвы на Астрахань, с развитием судоходства получивший всероссийское значение. Наряду с хлебом, рыбой, солью, симбирские купцы вывозили в другие города товары местного промышленного производства. Уже к концу XVII века в Симбирске существовали первые мануфактурные предприятия - кожевенные, винокуренные, поташные «заводы», водяные мельницы, соляные варницы; действовал «дворцовый рыбный двор», поставлявший ценную волжскую рыбу к
1 Суперанскнй М.Ф. Симбирск и его прошлое: (1648*1898 гг.) - Симбирск, 1899. - С. 6-7.
18
царскому столу. Таким образом, город постепенно становился крупным торгово-рсмссленным центром.
Основой духовной жизни на осваиваемых землях было повсеместное распространение православной церкви и обращение в христианство нерусских народов: мордвы, чуваш, татар. В Симбирске быстро строились церкви и
* монастыри, которые первоначально составляли особый церковно-административный округ патриаршей области. В дальнейшем Симбирск был отдан в ведение Казанской епархии, и уже к концу 1700 года здесь было 20 церквей и 3 монастыря. К сожалению, большинство церквей было безжалостно уничтожено после 1924 года вместе со всем внутренним убранством, включая иконы. Это обстоятельство и сейчас очень затрудняет исследовательскую работу по изучению иконописи края.
Среди немногих сохранились большие иконостасные иконы конца XVII века, которые по иконографии и стилю отличны от икон других русских земель. Их ф, близость к симбирской деревянной скульптуре позволяет специалистам
говорить если не о школе, то о некоей общности иконописцев, не утративших народное видение и объединенных местным происхождением, общими художественными представлениями и своеобразной манерой письма. Кроме того, сохранились иконы, имеющие каноничные, общерусские черты. По-видимому, в Симбирске в конце XVII века работали мастера из Оружейной палаты, в которой находилась одна из лучших иконописных мастерских страны. Поскольку выявлены подписные иконы этой школы, можно предположить, что у этих мастеров были местные ученики, прошедшие московскую выучку.
Богатые ризницы храмов и монастырей долгое время выполняли функцию
• музеев. Известно, что в них хранились самые ценные памятники старины. К числу наиболее ранних относился напрестольный серебряный позолоченный крест с мощами, церковные книги и ризы, подаренные царем Алексеем Михайловичем в 1648 году, которые хранились в Николаевском
Ил л. 1
Ил л. 2