Ви є тут

Образ нового святого в русском искусстве синодального периода: иконография святителя Митрофана Воронежского

Автор: 
Зеленина Яна Эрнестовна
Тип роботи: 
иконография святителя Митрофана Воронежского
Рік: 
2004
Артикул:
172379
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Ранняя иконография святителя Митрофана Воронежского (1830-1840-е годы) 19
§ 1. Создание иконописного канона святителя Митрофана Воронежского 19 § 2. История канонизации святителя Митрофана Воронежского в документах и памятниках искусства 57
§ 3. Изображения святителя Митрофана Воронежского 1836-1840-х годов 94 § 4. Образ святителя Митрофана Воронежского в памятниках здтюграфии и гимнографии 124
2. Развитие иконографии святителя Митрофана Воронежского в середине XIX — начале XX века (иконографические и стилистические особенности) 157
§ 1. Житийная иконография святителя Митрофана Воронежского 157 § 2. Изображения святителя Митрофана Воронежского в иконописи, монументальной живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве середины XIX — начала XX века 181 Заключение 233 Приложения 240
1. Каталог избранных произведений живописи, графики, декоративноприкладного искусства с иконографией свт. Митрофана Воронежского 240
2. Акт освидетельствования мощей свт. Митрофана Воронежского 325
3. Письмо об исцелении О.Азанчевской 332
4. Первая служба с акафистом свт. Митрофану Воронежскому 338 Список рукописей и архивных документов 372
Список литературы 373 Список сокращений 388 Список иллюстраций 391 Иллюстрации 397
2
ВВЕДЕНИЕ
Церковное искусство синодального периода является одним из значительных компонентов русской культуры Нового времени. Будучи тесно связанным с историей Русской Церкви и ее представителями (заказчиками, нередко авторами), длительное время оно не привлекало внимания искусствоведов из-за определенных идеологических установок: в изучении древнерусского искусства преобладал художественно-эстетический анализ стиля, без раскрытия духовного (богословского) содержания и его выражения в иконографии. Такой метод явно не подходил для осмысления поздней русской иконописи, утратившей во многом высокий образный и стилистический строй древних памятников.
Однако и в XVIII — начале XX века продолжало существовать традиционное церковное отношение к святым и их изображениям, преемственность иконографического канона. В этом отношении «синодальное» творчество ближе древнерусскому, а не светскому искусству своего времени, и может рассматриваться наследником традиций первого, с учетом влияния художественных особенностей второго. Более того, именно в синодальный период появился и во многом сохранился до настоящего времени значительный комплекс документов, раскрывающий историю возникновения и развития иконографии новых святых и святынь. Это позволяет связать изучение церковного искусства этой эпохи с материалами и методами других научных дисциплин (истории, филологии, культурологии), чтобы более адекватно истолковать его духовное содержание и изобразительный язык, полнее воссоздать картину художественной жизни России Нового времени.
В центре исследования — практически неизученный пласт изобразительных, документальных и литературных материалов русской культуры Нового времени, посвященный одному из самых почитаемых в XIX веке святых — святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому (1623-1703; канонизирован в 1832 году). При подготовке работы выявлен и рассмотрен значительный круг (около 500) памятников иконографии XVIII — начала XX века с образами святых, которые были прославлены в синодальный период истории
44
повторяет находившийся на мощах при их освидетельствовании: “Под мантиею на персях небольшой четвероконечны[й] крест из камня сердолика, обделаннаго вызлащенным с[е]ребром с четырьмя камушками, из коих два зеленые и два красные, а наверху на приделанной небольшой серебреной коронке изображен чернью Херувим, в средине же самаго креста, вместо Распятия, вделан
ОІ
финифтяной зеленой крестик... (Приложение 2). Впоследствии этот крест оставался на мощах святого в Благовещенском соборе85. Изображенная книга близка по размерам подлинной рукописи “Духовного завещания” святителя (кат. 200). На одном портрете наличествует еще одна малозаметная деталь — небольшое сияние, луч света, пробивающийся сквозь облака, в левом верхнем углу изображения. Облачный фон с небесным сиянием — академический вариант традиционного иконного сегмента, стал излюбленным художественным приемом в ранних иконах святителя Митрофана, написанных в основном по заказу воронежских архиереев с того же образца И.В.Шевцова. Подобных произведений на холсте в собраниях других музеев пока не выявлено.
Однако если сравнить указанные живописные списки с другими иконами-портретами и гравюрами, воспроизводящими “шевцовский” извод (кат. 21, 53, 115 и др.), можно заметить разницу и в рисунке контура фигуры, и в положении рук, и в развороте книги. На опубликованной репродукции такой копии, выполненной
Л/"
воронежским художником Л.Г.Соловьевым , святитель держит книгу одной рукой, наперсный крест совсем другой формы. Последнее обстоятельство наводит на мысль о первичности именно этого иконографического варианта, ведь подлинный крест из гроба святого смогли изображать только после обретения мощей в конце 1831 года. Во всех списках взор святителя направлен в левую сторону, что создает определенный динамический контраст с разворотом книги в его руках. Нет и строгости в его внешнем облике, взгляде, которая наблюдается в ряде произведений последующего времени. На копии Соловьева опять-таки не видно и намека на рисунок нимба. Такое необычное явление, как исключение из жестких правил синодального времени, подтверждает бытование некоторых
84 РГИА. Ф. 797. Оп. 87. Ед. 111. Л. 9.
85 Поликарпов Н.И. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря. С.
252.
45
портретов не в качестве моленного образа (в церкви или дома), но как исторического или мемориального памятника.
Не понятно, по какому оригиналу была исполнена уникальная по рисунку литография с портретом святого в полной схиме с подробными надписями на кайме (ГРМ, кат. 126); выходные данные на листе отсутствуют. Вероятно, он появился незадолго до канонизации святителя, поскольку нимба еще нет (хотя фон у контура головы немного высветлен) и в тексте под изображением значится: “Преосвященный Митрофан, Первый Епископ Воронежский”, без обозначения его святости. В правой руке святого — архиерейский жезл с необычным навершием в виде посоха, в левой — не книга, а развернутый свиток с теми же изречениями “Духовного завещания”, на груди небольшая панагия. Лик святого имеет характерные портретные особенности, немного строгое выражение. Высокий, вполне столичный уровень художественного исполнения литографии не допускает мысли о ее создании в Воронеже. Вместе с тем, до прославления святого его почитание в основном ограничивалось местом его служения и погребения, в Санкт-Петербурге и Москве мало знали о жизни воронежского первопрестольника. Однако все-таки имеется свидетельство о бытовании его изображений в столице: запись в июле 1831 года рассказа дворянки М.Я.Яковлевой о троекратном видении во сне старца в монашеском одеянии, приказавшего ей довести до сведения государя о мощах святителя Митрофана в Воронеже. Здесь указано, что у отставного прапорщика П.Н.Землянского в Санкт-Петербурге есть “о сем переписка из Воронежа и есть образ, что истинно оказались”87. К сожалению, употребленное слово “образ” не проясняет, в какой технике он был исполнен, не исключено, что речь идет о печатном изображении. Так, слава святителя Митрофана частными путями доходила до столицы, где, возможно, была заказана воронежскими почитателями и одна из первых литографий.
Вслед за этим эстампом, буквально через несколько дней после торжественного открытия мощей святого, была разрешена к изданию литография 1832 года московской мастерской ВЛогинова (РНБ, ил. 127). Ее рисунок уже в
86 Двухсотлетий юбилей со дня кончины Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. 23
ноября 1903 года. Воронеж, 1904. Ил.