2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.....................................................3
Глава 1.
Планировка уездных городов Вятского края....................14
Глава 2.
Типология застройки уездных центров.........................50
Глава 3.
Особенности стилистического развития архитектуры
вятских городов............................................103
Заключение.................................................126
Принятые сокращения........................................129
Примечания.................................................130
Библиография...............................................136
Приложения.................................................144
Список иллюстраций.........................................154
Иллюстрации................................................165
3
ВВЕДЕНИЕ.
В последнее время заметно возросло число исторических исследований, посвященных архитектурному наследию отдельных русских городов и областей. Городские поселения всегда были важными культурными центрами, оказывали огромное влияние на все области жизни. Вопросы планировки и застройки уездных городов являются неотъемлемой частью большой проблемы, заключающейся в изучении и оценке провинциальной архитектуры, раскрытии ее своеобразия, основанного на взаимовлияниях общероссийских архитектурных процессов и традиций местного зодчества.
В предлагаемой диссертации впервые систематически анализируется градостроительное и архитектурное наследие бывших уездных городов Вятской губернии. Расширяя круг детально исследованных региональных памятников, данная работа должна в определенной степени содействовать решению актуальных задач их сохранения, реставрации и дальнейшего использования как объектов истории и культуры российской провинции.
Предметом исследования являются история градостроительного развития и объемно-пространственная композиция уездных городов, типология зданий и их художественные особенности.
Хронологические рамки ограничены временем образования Вятского наместничества (1780 г.) и началом 20 века. Для изучения истории формирования городских планов использованы материалы более раннего времени. Сохранившаяся в большинстве уездных городов застройка второй половины 19 -начала 20 в. даст возможность при анализе стилистических особенностей архитектуры уделить основное внимание именно этому периоду.
Цель работы: выявить этапы формирования планов и определить основные закономерности развития застройки вятских уездных городов указанного периода.
Задачи:
1) проследить градостроительную эволюцию уездных городов Вятского края последней трети 18 - начала 20 в.;
2) определить роль исторических, географических и экономических
28
урегулировать “хаотичность” старой планировки, с пристрастием к геометризму и прямолинейности. Не случайно, что для большинства вятских городов были созданы планы прямоугольного типа, отличавшиеся ясностью, четкостью и простотой.
Территория городов по этим проектам была представлена в форме прямоугольника или, реже, многоугольника, одна сторона которого была “срезана” берегом реки. Геометрический характер плана подчеркивали вал и ров “по ограничению города”. Система взаимно перпендикулярных улиц должна была позволить легко ориентироваться в пространстве города. Кроме того, прямоугольная композиция плана утверждала многоцентричность как основной архитектурно-планировочный прием. При этом, однако, выделялся главный центр -площадь со зданиями присутственных мест и собором, которому подчинялись второстепенные центры - небольшие внутриквартальные площади с приходскими церквями и торговые площади. К центральной площади под прямым углом были направлены главные магистрали города. Расширение границ главной площади и придание ей четких геометрических очертаний подчеркивали ее доминирующее положение в плане города. Система площадей, связанных прямоугольной сеткой улиц, составляла основу плана прямоугольного типа.
Для архитектурно-планировочного образа города радиально-кольцевой системы (Глазов и Царевосанчурск) было характерно подчинение единому центру -главной площади с административными и культовыми сооружениями, являвшейся точкой схода нескольких лучей-улиц. При этом выделялась главная магистраль как ось симметрии городского плана. Относительно этой оси располагались периферийные площади. Запланированные на главной площади храмы и здания присутственных мест, по замыслу архитектора, должны были создать композиционный центр города. По сравнению с прямоугольной планировочной системой радиально-кольцевой тип планировки вятских городов имел более регламентированный характер, обладал строгой симметричностью и геометризмом. В обоих тинах планировки главное внимание уделялось формированию центрального ядра города - административной площади, которая во
29
всех планах уездных и заштатных городов Вятской губернии находилась на берегу реки. Такое расположение было обусловлено преемственностью градостроительных традиций, согласно которым река являлась одним из основных средств коммуникаций.
Во многих городах России при их перепланировке в 18 веке исторические центры также был сохранены. Входившие в них сооружения становились главными ориентирами в новой планировочной структуре. Ориентация на Кремль или соборный комплекс была характерна для таких губернских городов, как Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Тверь, Псков, Смоленск, Симбирск, Кострома, а также для уездных городов Арзамаса, Ростова, Тотьмы, Вологды, Мурома и других. В Воронеже основная композиционная ось по генеральному плану 1774 года была направлена на сложившееся на берегу реки историческое ядро с пятиглавым Благовещенским собором, зданиями Консистории и семинарии, объединенных постройками архиерейского двора. Во многих случаях исторически сложившийся центр расширял свои границы, включал новые строения, сооруженные в разное время. Новый центр Ярославля объединил старый город 16 века, расположенный у слияния рек Которосли и Волги, с храмами 17 века. Их композиционному объединению способствовала система взаимосвязанных площадей, расположенных вдоль берега Волги. Постройки конца 18 - начала 19 веков “приемами масштабной и пластичной нюансировки” [83, с.45] были органично вписаны в эту среду, что привело к созданию цельного архитектурного ансамбля.
Развитие плана уездного города Арзамаса также было направлено от исторического центра и определялось его первоначальной планировочной структурой, которая была представлена двумя схемами трехлучий. Уездный город Тверской губернии Старица, основанный еще в 13 веке, располагался на обоих берегах реки Волги. Еще в древние времена в этих местах сформировались крупные архитектурные комплексы: на одной стороне - Кремль с земляным валом, на другой - Успенский монастырь. В новом регулярном плане им отводилось особое место архитектурного акцента среди строгой регламентированной
- Київ+380960830922