Ви є тут

Орнаментальный и цветочный декор русского фарфора последней трети XVIII века

Автор: 
Трощинская Александра Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172454
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1
Художественная ситуация в России в 1770-х годах 19
Глава II
Античные орнаментальные мотивы в отечественном фарфоре
1. Гротески и арабески 36
2. Растительный орнамент 46
3. Геометрический орнамент 49
4. Мотив камеи и имитация цветного камня 53
Глава III
Цветочные композиции в русском фарфоре. От копирования «чужого» к своеобразию «своего»
1. Формирование цветочного декора в русском фарфоре 68
2. Цветочный декор ординарной посуды 71
3. Стиль «Ботаника» в русском фарфоре 82
4. «Ситцевый» декор 88
Глава IV
Барочно-рокайльная стилистика и отдельные атрибуты в орнаментальных композициях русского фарфора последней трети XVIII века
1. «Немецкие» и «французские» ленты, ламбрекены 100
2. Силуэтный декор 111
3. «Ювелирный» декор 122
4. Монограммы (вензеля), геральдические украшения 126
5. Имитация фактуры древесины, обманки 147
Заключение Библиография Синхронистическая таблица
150
156
177
Введение
з
Предлагаемая диссертация посвящена орнаментальному и цветочному декору русского фарфора последней трети XVIII в., периоду его расцвета в эпоху раннего и зрелого классицизма.
Русский фарфор XVIII века с орнаментальной и цветочной росписью, наделённый своеобразием и не уступающий по художественным достоинствам западным образцам представляет собой целостное в художественном отношении явление, без всестороннего внимательного и полного изучения которого, осмысление развития отечественного фарфорового производства 6) будет далеко не полным. Русский художественный фарфор всегда был явле-
нием самобытным, что характерно и для рассматриваемого периода. Включённость русского искусства в контекст европейской культуры, оригинальность и неповторимость вариаций ставят отечественный фарфор XVIII века в ряд лучших памятников своего времени, наряду с изделиями Севрского, Берлинского, Венского, Майсенского заводов.
Объектом исследования данной работы стали фарфоровые произведения последней трети XVIII века двух известных на тот период производств - Императорского завода и завода Ф. Я. Гарднера. В ряде случаев, ® для сравнения были рассмотрены образцы фарфора Корецкой мануфактуры
на Волыни, которая была основана в 1784 г. князем Ю. Чарторыйским (в исследуемый период времени эти земли входили в состав Российской империи). Продукция других заводов, известных по архивным материалам: Волкова в Севске, Бахметьева в Никольском, Фишера близ Гатчины, Гаттенбер-гера в Калужской губернии, а также Гусева и Шкурила, фактически не сохранилась. Как было отмечено исследователем отечественных фарфоровых мануфактур В. А. Поповым: «Почти полное отсутствие изделий частных фарфоровых заводов XVIII века, кроме завода Гарднера, можно объяснить Л экономической, да и технической их слабостью, а главное, относительной
0
17
коллекций, труднодоступных запасников отечественных музеев, а также зафиксированные в дореволюционных и довоенных собраниях предметы.
4) Большую помощь в работе оказала международная компьютерная сеть ЬНете!, благодаря которой была получена информация о русском фарфоре, находящемся в отечественных и зарубежных музейных и частных собраниях.
5) В процессе работы использовалась орнаментальная и архитектурная графика таких известных декораторов своего времени как Ш.-Л. Кле-риссо, Ч. Камерон и др. Это чертежи и эскизы декоративного убранства парадных интерьеров (в том числе орнаментальные композиции, предназна-
© чавшиеся для росписей стен, плафонов потолков, а также эскизы отдельных
произведений прикладного искусства).
6) Широко использовались иллюстративные материалы по истории орнамента. В ходе работы были просмотрены отечественные и зарубежные специальные издания по декоративному оформлению интерьера и отдельных произведений прикладного искусства XVIII века, таких как художественное серебро, стекло, ткани и вышивка, резной камень и т. д.
Результаты исследования могут быть использованы при написании общих трудов по истории русского фарфора и декоративного искусства в © целом, в курсах лекций для различных учебных заведений. Предложенный в
диссертации метод работы с неопознанными и немаркированными фарфоровыми произведениями второй половины XVIII века может быть использован в музейной практике при атрибуционной работе, выставочной деятельности, создании каталогов, составлении учебных справочных пособий. Результаты работы должны стать серьёзным подспорьем для коллекционеров, а также для всех современных художников декоративно-прикладного искусства, создающих орнаментальные и живописные композиции.
Структура работы определена поставленными в ней задачами. Дис-^ сертация состоит из введения, четырёх глав и заключения. Она включает
подробные примечания к тексту и список использованной литературы. Дис-
18
0
сертация сопровождается приложениями, куда вошли синхронистическая таблица и аннотированный иллюстративный ряд.
Основные положения исследования были апробированы автором в научных публикациях и прошли обсуждение на научно-практических конференциях «175 лет Строгановской художественно-промышленной школе» (МГХПУ, 14.12.2000 г.), «Ансамбль как синтез искусств в пространстве и жизни» (МГХПУ, 18.05.2001 г.), «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 23.05.2002 г.).
0
0
0