Содержание
СОДЕРЖАНИЕ..................................................2
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА I
Шрифт как объект и предмет дизайна..........................16
1. Состояние шрифтовой терминологии и анализ
морфологии шрифта на современном этапе......................16
2. Краткий обзор истории латинского и кириллического шрифта 19
2.1. Латинский типографский шрифт........................19
2.2. Русский типографский шрифт..........................31
2.3. Итоги развития кириллицы............................52
ГЛАВА II
Дизайн шрифта как следствие проектной культуры и совокупности эволюционных факторов........................55
1. Социальные, экономические, философские течения...........55
2. Технологические, научно-технические причины..............62
3. Стиль эпохи, мода........................................78
4. Информационная среда. Печатные и электронные издания.....82
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...................95
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................98
2
Введение.
Актуальность исследования. Письмо и его производное —шрифт появляются на ранних стадиях зарождения человеческого общества в связи с потребностью в хранении информации. Можно сказать, что письмо и шрифт являются условием существования цивилизации. Эффективность социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и соответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его возникновения. Огромное значение играет шрифт в развитии, существовании и развитии визуальной культуры любого народа.
Создание шрифта, его жизнь и значение в культуре, в издательском деле, в графическом дизайне определяется совокупностью многих факторов объективного и субъективного характера. Проектирование шрифтов—это всегда баланс традиций и новаторства, формально-композиционных поисков и условий практического применения. По своему отношению к обществу шрифт сравним с такими практически необходимыми областями искусства, как архитектура и промышленный дизайн.
Коренное изменение технологий в 80-90 годах XX века, как допечатных издательских процессов, так и производства наборных шрифтов повлекло за собой появление большого количества шрифтов самого разного качества. В связи с изменением экономической и политической модели в России появилось много независимых частных издательств, применяющих настольные издательские системы. Относительная лёгкость освоения современных издательских технических средств привела к появлению большого количества специалистов, более или менее владеющими грамотой работы с техникой, но почти или совсем не владеющими грамотой конкретной профессии, т.е. наборщика, верстальщика, художественного и технического редакторов и т.д. Это привело к резкому падению качества печатной продукции, к смешению и размыванию границ различных типов изданий.
3
ранее не изученный материал. На сегодняшний день это наиболее полное историческое исследование, прослеживающее возникновение русского гражданского шрифта и его историческое развитие до недавнего времени.
Выдающиеся мастера искусства книги В. А. Фаворский, Н. И. Пискарев, П.М.Кузанян, И.Ф.Рерберг в своих автомонографиях высказали ценные суждения об искусстве шрифта, являющиеся важным подспорьем для последующих поколений художников, работающих в этой области. Особенно стоит отметить труды В. А. Фаворского, выдающегося художника, графика, мастера книги, философа и теоретика искусства. Со свойственной ему философской глубиной он рассматривает развитие шрифта через призму меняющихся художественных стилей, отношения их творцов к окружающему пространству. При этом В. А. Фаворский предлагает свою оригинальную классификацию шрифтов. (109, с. 325) Работы, затрагивающие проблемы развития шрифта, написаны известными исследователями графического дизайна
В.Р.Ароновым, Ю.Я. Герчуком, Л. И. Владимировым, В.Г.Кричевским.
Ю. Я. Герчук написал ряд книг, в которых затрагивает проблемы шрифта. Это «Эпоха политипажей» (М., 1982 г.) и «Художественная структура книга» (М., 1986 г.). Освещены проблемы исторического развития шрифта с привлечением богатого исторического материала в книге Е. В. Лебедевой, Р. М. Черных— «Искусство художника оформителя». Здесь Ю. Я. Герчук составил зрительный ряд, представляющий собой первую часть книга: это таблицы, иллюстрации и комментарии к ним. Интересна его статья, написанная в качестве предисловия к альбому «Искусство шрифта. Работы московских художников книги 1959-74 г.г.» Составитель Е. Буторина. Художник издания—М. Г. Жуков, внёсший большой вклад в сбор, подготовку и оформление материала книги.
Среди отечественных авторов, наиболее подробно описал развитие печатных и шрифтовых технологий Е. Л. Немировский в книгах «Мир книги. С древнейших времён до начала XX века.» (М., 1986) и «Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты» (М., 2000).
10
Многие технические вопросы шрифтового проектирования рассмотрены
Н. А. Спировым в его труде «Обзор иностранной и отечественной литературы о деформации рисунка шрифтов в зависимости от разных видов печати», а также в книге «Проектирование и производство типографских шрифтов» (М., 1959).
Важное значение для понимания происхождения понятий художника, дизайнера шрифта, печатных изданий, его значения по отношению к обществу имеет послесловие М. Г. Жукова к книге «Типографика» известного швейцарского типографа Эмиля Рудера, (М., «Книга», 1982 г.) Также важное место среди зарубежных публикаций занимает статья М.Г. Жукова, посвящённая происхождению и развитию форм русского гражданского шрифта The Pecularities of Cyrillic Letterforms: Design Variations and Correlation in Russian Typefaces, в журнале Typography Papers, (1, 1996. The University of Reading, Great Britain.) Автор подробно рассматривает взаимозависимость изменений формы знаков шрифта в зависимости от стиля и проводит сравнительный анализ по морфологическим признакам кириллического и латинского шрифтов. К сожалению статья не публиковалась на русском языке.
Современным понятиям и методам проектирования шрифтов посвящены статьи В. В. Ефимова. Первая—послесловие к книге А. Г. Шицгала «Русский типографский шрифт», которое представляет собой общий обзор положения в деле проектирования шрифтов у нас и за рубежом. Более подробно вопросы проектирования шрифта рассматриваются в серии статей В.В. Ефимова в журнале «Курсив» №1-3 за 1996 г. (Повторно статьи переизданы в сборнике «Шрифты. Разработка и использование». iM., «ЭКОМ», 1997.) В энциклопедии «Книга» (М., «Большая Российская энциклопедия», 1999.)
В. В. Ефимовым даны ясные, насколько это возможно в данном издании, исчерпывающие формулировки основных понятий, касающихся наборного шрифта: непосредственно самого шрифта, начертания. Терминологическая работа была продолжена в каталоге фирмы ПараТайп «Цифровые шрифты 199812004» (М., 2004) и при редактировании книги Р. Брингхерста «Основы
11
- Київ+380960830922