СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1-42
1.Историография. Воззрения на античность во 2 половине XVIII - 1 трети XIX вв. 15 Современное состояние вопроса 33
2.Цели и задачи исследования 40
3.Методы исследования 41
I ГЛАВА. Античные сюжеты в пространстве города 43-86
1. Выбор пластической традиции 46
2. Римские реминисценции. Тема военного и государственного триумфа 49
3. Греческне реминисценции. Тема триумфа искусств и науки 59
4. Комментарий к архитектуре. Скульптурный цикл 64
5. Античные мотивы в русской мемориальной пластике 67
6. Москва. Диалог античного и «готического» 77
II ГЛАВА Образ античности в садово-парковой скульптуре 87-109
1. Аллегория морского триумфа. Петергоф 90
2. «Греко-римская рапсодия». Царское село 95
3. Воспоминания об античности. Павловск 99
4. Культура и природа. Останкино 102
5. Собрание древностей. Архангельское 104
III ГЛАВА Образ античности в пространстве интерьера 110-156
1. Оживление или воскрешение античности? Какова и Торвальдсен 112
2. Тема героического подвига 121
3. Тема сна 128
4. Идиллические образы 134
5. Жанровая интерпретация античных сюжсгов 142
6. Рельефы 144
IV ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Пластические реминисценции в живописи и графике 157-188
1. Визуальный перевод античного сюжета. «Душенька» Ф.П. Толстого 161
2. Взгляд на античность сквозь призму западноевропейского искусства 166
3. Два варианта мифа об «ожившей античности». Брюллов и Иванов 177
V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
189-200
1
ВВЕДЕНИЕ
Изучение роли и влияния античного наследия в искусстве последующих веков является одной из фундаментальных проблем искусствознания. Выбирая в качестве предмета исследования интерпретацию образа античности в русской скульптуре второй половины XVIII - первой трети XIX века, мы соприкасаемся не только с проблематикой одного из видов национального искусства, но и с общей проблематикой европейского искусства Нового времени. Подобная тема неизбежно связана со множеством культурологических, исторических и эстетических аспектов бытования античных сюжетов в искусстве Европы различных эпох. Россия же оказывается включенной в орбиту европейской культуры не только в силу обращения к общему фонду сюжетов и форм, но и в силу единства общего для всей цивилизации «корня». При этом русская эстетическая мысль, а вслед за ней и русское искусство, создали в этот период своеобразный вариант понимания античности.
В истории европейской культуры античность мыслилась в качестве некой исходной точки, от которой ведется отсчет истории европейской цивилизации. И потому требовала постоянной соотнесенности с современностью. По мнению исследователей, потребность в постоянном обращении к своему прошлому является специфической чертой европейской культуры. Причем, «чем меньше оснований для этого прорыва к своему прошлому, чем больше угроза потерять его окончательно и бесповоротно, тем отчетливее осознаегся эта потребность вернуться, тем явственнее проявляет себя этот возвратный порыв,...создающий прошлое, как, безусловно, драгоценный элемент культуры, как ее исходную данность»1. Эта потребность прослеживается в культуре еще со времен самой античности, впервые обнаруживая себя, по мнению Ю.Л. Шичалина, в знаменитых поэмах Гомера, восстанавливающих прошлое, возрождающих для современников поэта деяния их предков. Таким образом, это стремление постоянно соотносить современность со своим прошлым, возвращаться к истокам, как сущностное свойство западной культуры, является «античным» по своему происхождению.
1 Шячални Ю.А. Античность. Европа. История. М., 1999. С.9.
17
покоя, душа находится не в своем нормальном, а насильственном и искусственном состоянии. Болес ярко и характерно проявляется душа в минуту сильной страсти; но величава и благородна она бывает лишь в состоянии гармонии, в состоянии покоя»29. Следовательно, не страсти - предмет искусства, но «вечные и незыблемые ценности». Искусство должно изображать не преходящие моменты, но то, что принадлежит вечности.
При этом Винкельман говорит о необходимости идеализации. «Обычай передавать сходство людей и в то же время их приукрашивать» был всегда наивысшим законом, которому подчинялись древнегреческие художники, и это заставляет предполагать, что у мастера существовало стремление к более прекрасной и совершенной природе. ...Легче открыть красоту греческих статуй, чем красоту в природе, и следовательно, первая больше волнует, не так разрозненна, более сосредоточена водно целое, чем последняя»30.
«Красивое лицо нравится, но оно будет восхищать нас еще больше, если выражение некоторой задумчивости придает ему некую серьезность. Сама древность придерживалась, по-видимому, этого мнения. Подлинная прелесть становится продолжительной благодаря исследованию и размышлению, и мы стремимся глубже проникнуть в скрытое очарование. Строгая красота нас никогда не насытит и удовлетворит вполне. Кажется, что открываешь все новые и новые прелести. Таково свойство красивых лиц у Рафаэля и у других мастеров. Они не игривы и миловидны, но замечательны по форме и исполнены истинной и подлинной красоты»31. Главными средствами выразительности, как в скульптуре, так и в живописи, Винкельман считал ясный контур и благородные драпировки.
По Вннкельману, южное небо, вечное солнце и резкие очертания вещей были причиной тастического мироощущения греков. Античность вся пронизана искусством. Винкельман не устает перечислять примеры столь глубокого значения искусства в стихии античности. «Искусство употреблялось с ранних пор для сохранения памяти о человеке, посредством сохранения его изображения, а так как карьера была открыта каждому безразлично, то всякий мог стремиться к
** 32
этой почести» . Это положение Винкельмана — отлично сформулированное
29 Винкельман И.И. Указ. соч. С. 109.
30 Винкельман И.И. Указ. соч. С. 101
" Винкельман И. И. Пояснение к мыслям о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре // Избранные произведения и письма. Изд-во Academia, 1935. С. 154.
'2 Винкельман НИ. История искусства древности. М., 1933. С. 165.
18
оправдание надгробной пластики, которая будет столь развита в эпоху классицизма.
Концепция античности у Вннкельмана, сделавшая его, по выражению Шеллинга, «мужем классической жизни и классического действования», предопределила собой все дальнейшие попытки трактовать античность в общем виде. Античность есть чистая красота, величаво и благородно сияющая в своем спокойствии и простоте. Эта концепция не раз исправлялась и дополнялась, ограничивалась и расширялась, но самое зерно ее оставалось непререкаемым на все времена.
Критика взглядов Винксльмана и развитие его идей нашли свое отражение в трактате другого немецкого ученого - «Лаокооне» Г.Э. Лессинга33, вышедшем в 1766 году. Винкельман был убежденным сторонником и пропагандистом аллегорической живописи и скульптуры. Аллегорическую живопись, которая «оставляет для размышления больше», чем «она даст глазу» Винкельман считал высшим родом живописи. В соответствии с этим он утверждал, что живопись не только может, но и должна состязаться с поэзией в изображении невидимых предметов. «Живопись охватывает собой также и вещи не имеющие чувственного характера, - в этом ее высшая цель, достигнуть которой стремились также и греки». Лессинг противопоставляет Винкельману иное понимание античности и ее художественных идеалов. Греки, считал Лессинг, ценили в своих любимых героях не стоический героизм, не холодное величие духа, возвышающегося над обычными человеческими чувствами и страстями. Идеальные образы греческого искусства - это образы таких героев, которые остаются героями, не переставая быть людьми из крови и плоти. Сочетание героического с человеческим - таков идеал, который Лессинг защищает в противовес взглядам Винкельмана, и который он считает идеальной нормой античного искусства.
Одним из важнейших моментов в трактате Лессинга, получившем широкое распространение, было утверждение гражданственного предназначения искусства. «Мы смеемся, когда слышим, что у древних даже искусства подчинялись гражданским законам; но мы не всегда правы. Законодательство, бесспорно, не должно иметь никакой власти над науками, ибо их конечной целью является истина. Конечная же цель искусства - наслаждение, а без наслаждения можно
33 Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М, 1957.
- Київ+380960830922