Ви є тут

Творчество живописцев братьев Чернецовых

Автор: 
Никольская Елена Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172288
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Историографический обзор литературы..............................3
ГЛАВА 1. Годы ученичества. Первые самостоятельные работы..................30
ГЛАВА 2. Творческий период 1830-х годов
2.1. Парады и портреты кисти Г.Г. Чернецова..........................62
2.2. Кавказская и крымская серии Н.Г. Чернецова......................78
2.3. Волжская серия..................................................88
ГЛАВА 3. Заграничные путешествия
3.1. Первая поездка в Италию и на Ближний Восток (1840-1843).............106
3.2. Вторая поездка в Италию (1846-1849).......................131
ГЛАВА 4. Последние годы жизни и творчества...............................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................166
Список источников и использованной литературы............................171
Принятые сокращения......................................................189
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Хроника жизни и творчества Григория Григорьевича и
Никанора Григорьевича Чернецовых.........................................207
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Технико-технологическое исследование живописных
произведений братьев Чернецовых из музеев и частных собраний........226
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Каталог произведений
РАЗДЕЛ I. Живопись.......................................................252
РАЗДЕЛ II. Графика.......................................................303
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИЛЛЮСТРАЦИИ................................................387
3
Введение. Историографический обзор литературы
Живописцы братья Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865) и Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879) получили признание еще при жизни. Их творчество было востребовано, а имена не сходили со страниц периодической печати в 1820-1850-х годов. Полотно кисти Г.Г. Чсрнецова “Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу” высоко оценил император Николай I. Н.Г. Чернецов прославился картиной “Дарьяльское ущелье”. Путешествие художников по Волге, следствием которого стала грандиозная панорама и огромное количество этюдов, эскизов, рисунков, современники оценили как самоотверженный творческий подвиг. Чернецовы оставили значительное художественное наследие: более трехсот живописных и трех тысяч графических произведений. На протяжении более пятидесяти лет творческой деятельности, познав как успех, так и резкую критику, они были движимы одной целью “быть полезными себе и отечеству, обретя честь и существование в памяти потомства”1. Мастера до последней минуты верили, что все их искусство будет достойно оценено потомками. До настоящего времени творчество Чернсцовых практически нс подвергалось исследованию в полном объеме. Предлагаемая к защите диссертация восполняет этот пробел в российском искусствознании.
Начиная с 1990-х годов российские исследователи обратились к углубленному анализу творчества живописцев первой половины XIX века таких, как Т.А. Нефф,
С.К. Зарянко, Г.Г. Гагарин, Е.Л. Плюшар, Ф.А. Моллер (диссертации Ю.Ю. Гудыменко, А.М. Муратова, A.B. Корниловой, Ю.И. Волгиной, JI.A. Маркиной). Достойное место в ряду этих мастеров занимают живописцы братья Чернецовы произведения, которых часто демонстрируются на выставках последних лет: “Романтизм в России” (1995 г., ГРМ), “Русская живопись эпохи бидермейера” (1999 г., Кассель), “Русский пейзаж середины века” (2000 г., ГТГ), “Греческий мир в русском искусстве” (2000 г., ГМП). “Святая земля в русском искусстве” (2001 г., ГТГ), “Гармония и контрапункт. Россия-Германия. XIX век” (2003 г., ГМИИ), “Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство” (2004 г., ГТГ) и
47
красоты.... где обитает бедность, там натура сама украшает жилище нищеты...”91. В этих словах чувствуется влияние А.Г. Венецианова, который был в дружеских отношениях с Чернецовыми. Венецианов не был официальным наставником молодым братьям-художникам, но его взгляды и убеждения оказали сильное влияние на Чернецовых. “Дело в том, - говорил Венецианов, - что надо верно изображать видимые предметы, какие бы они не были, головы, целые фигуры, деревья, пейзажи, перспективы и что имеющее истинное значение в живописи не станет определять себя к одному ли другому роду”92. Своей второй картиной Григорий был недоволен: “Первопланная фигура коровы вышла не так, как бы желать, она кажется отяжелила картину по своему колеру, я полагаю лучше бы было, если бы она была совсем белая, но теперь уже поздно”93. Местонахождение этих произведений с видом крестьянского двора неизвестно, но сохранившиеся литографии (ГРМ), выполненные H.A. Ерофеевым с картин Григория и Никанора Чернсцова в 1827 году, свидетельствуют, что произведения были созданы под влиянием Венециановеких произведений.
В начале октября братья Чернецовы выехали в Петербург, взяв с собой картины, альбомы с рисунками и множество эскизов. За эти работа молодых мастеров наградили похвальными листами.
Фонды Третьяковской галереи хранят два черновых альбома костромской поездки: один выполнен Григорием, другой - Никанором94, которые художники вели с 1 мая по 30 августа 1826 года. Рисунки воспроизводят одни и те же виды местности (этот факт свидетельствует о том, что братья не разлучались), разница в них заключается лишь в выборе точки зрения изображенного пейзажа. Благодаря этим альбомам можно проследить, как художники проводили каждый день своей летней практики. В альбомах преобладают зарисовки, исполненные мягким графитным карандашом95. Художники изображали природу и деревенскую архитектуру. В большинстве изображений пейзажей художники прибегали к беглым наброскам. Они выдвигали на первый план живое наблюдение натуры, черты которой меняются и приобретают на мгновенье большую выразительность. В таких листах рисунок отличается подспудной напряженностью и вместе с тем сдержанностью. В исполнении мелких деталей эта напряженность обнаруживается лишь в том, как нарисованы листья деревьев, трава, камни, но в штриховке
48
крупных деталей пейзажа - стволов деревьев, домов, наоборот, прослеживается сдержанность художественной манеры. В широких и густых, напористоизломанных штрихах словно собраны воедино и живость природы и прием сдерживаемого нетерпения, применяемый художниками. Более проработанные листы знакомят нас с архитектурой костромской губернии. Здесь в изображении строений художники прибегали к каллиграфически тщательным линиям, заботливым штрихам. Тем не мснсе, подобные рисунки художники называли “чертежами”, используя их как подготовительный материал.
В отличие от младшего брата, “чистого” пейзажиста, Григорий Чернецов в своем творчестве тяготел и к портретным изображениям. На протяжении всей творческой жизни он реализовал себя как портретист с достаточной полнотой и своеобразием в различных типологических структурах: от малоформатного камерного до парадного. Художник писал погрудные, в рост, двойные и многофигурные портреты. Многообразие произведений, созданных в жанре портрета, говорит о высокой профессиональной подготовке мастера, прошедшего школу А.Г. Варнека.
Ранние камерные портреты Г. Чернецова еще восходят к традициям романтического портрета первой четверти XIX века. Как и в работах художииков-романтиков O.A. Кипренского, Л.О. Орловского, А.Г. Варнека, Чернецов старался показать лирическую самоуглубленность, томление ожидания, трепет внутренней энергии портретируемого. Уже в ранних портретах выявляется и в дальнейшем всегда обнаруживается свойственное Г.Г. Чсрнецову стремление к внимательному изучению модели и фиксации не только своеобразия ее физического облика, но также особенности ес характера и манер, отражающихся в позах и движениях человека.
В середине 1820-х годов Г.Г. Чернецов исполнил портрет младшего брата. Это погрудный камерный портрет Никанора Чернецова (ГРМ). В нем отчетливо воплощены романтические поиски автора. Художнику удалось передать в облике своего брата редкое сочетание юношеской серьезности, горячности и целеустремленности, его надежды на прекрасное будущее. Ощущение внутренней свободы, высокое самосознание себя как личности характерно для этого