Ви є тут

Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века : На примере творчества У. Морриса

Автор: 
Фон Арб-Кнорозок Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
На примере творчества У. Морриса
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
139
Артикул:
172473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.....................................................................3
Глава I. Орнамент как явление художественной культуры.................13
§ 1. Сущностные характеристики орнамента........................13
§ 2. Основные виды орнамента в истории
декоративно-прикладного искусства...............................22
§ 3. Композиционные принципы и структура орнамента..............30
§ 4. Функции орнамента в художественной культуре................36
Глава II. Основные орнаментальные тенденции в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй
половины XIX века и творчество У. Морриса.......................43
§ 1. Стилистическое многообразие искусства второй половины XIX века как условие формирования художественных
взглядов У.Морриса..............................................43
§ 2. Романтические идеи эпохи в творческих воззрениях У.Морриса
и их влияние на его орнаментальное искусство....................58
Глава III. Творчество У.Морриса как эволюционный этап орнаментального
искусства второй половины XIX века.............................67
§ 1. Орнамент в искусстве У.Морриса.............................67
§ 2. Основные типы орнаментов У.Морриса.........................77
§ 3. «Прото-ар ну во» в творчестве У .Морриса...................92
Заключение.................................................................106
Библиография...............................................................116
Приложение.................................................................128
I. Термины орнаментального искусства, используемые в диссертации 129
II. Принципы орнаментальной композиции в компьютерной графике..............133
3
Введение
Проблема орнамента имеет особое значение для декоративноприкладного искусства в целом. Для художественной практики XX века чрезвычайно важен орнамент XIX столетия, который, получив самое разнообразное звучание в эпоху неостилей, подготовил орнаментальную систему, воплощенную в декоративно-прикладном искусстве современной эпохи. Между тем в настоящее время в связи с активными поисками в сфере дизайна искусства и возрастающим интересом к авторскому решению жилого интерьера представляется необходимым обратиться к творчеству художников, в свое время поставивших и решивших подобную проблему в условиях современной им культуры. Их опыт и открытия являются важным наследием искусства, к которому и сегодня обращаются дизайнеры, работающие в этой области. Особое место в этом ряду принадлежит творчеству английского художника и дизайнера Уильяма Морриса (1834-1896). Нельзя не заметить, что многие современные идеи и поиски в сфере декоративно-прикладного искусства в той или иной мере наследуют принципы и творческие установки, впервые разработанные У.Моррисом. В связи с этим представляется актуальным изучение тех сторон его художественной деятельности, которые сыграли заметную роль в формировании принципов декоративно-прикладного искусства XX века.
В литературе, посвященной современному искусству У.Морриса, орнамент, как правило, рассматривается в контексте основных стилей, представляющих художественную культуру этого времени. Авторы достаточно глубоко исследуют историю орнамента и проблемы, связанные с его развитием, но остается до сих пор нерассмотренным существенный этап в истории формирования орнамента, так называемый «переходный» от эпохи эклектики к модерну. Это чрезвычайно динамичный период, внутри которого происходили продуктивные процессы, ощутимо влияющие на декоративно-
25
Скарабея - в искусстве Древнего Египта Этот мотив несет в себе не только декоративное, но и ярко выраженное символическое содержание.
Пчелу можно встретить в орнаменте стиля ампир, а стрекозу> - в искусстве модерна.
К зооморфному орнаменту относят и изображения птиц.
Так в искусстве Египта можно встретить мотив сокола.
Орел - распространен в орнаментальной практике как Древнего Рима, так и Византии.
• Фантастический - это именно такой орнамент, в основе которого лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологическою содержания.
Сирены, грифоны, химеры характерны для искусства античности, Византии, Средневековья (чаще химеры) и эпохи Возрождения. Так на майоликовом блюде XVI века, представленном в Эрмитаже, гротескный орнамент включает в себя изображение химер.
Кнорпечьверк - это тоже фантастический орнамент, в рисунке которого угадываются очергания маски, морды чудовища или гребень волны, но больше напоминает хрящ, отсюда и название орнамента. Этот орнамент получил особое распространение в немецком ювелирном искусстве XVII века.
• Каллиграфический - представляет собой орнамент, который составлялся из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своем}' пластическому рисунку и ритму. Он наиболее характерен для Китая, Японии, Арабских стран. Например, орнамент стиля Куфи был использован при оформлении интерьеров мечети Ахмеда в Стамбуле и «Красного замка» Альгамбра
• Пейзажный - этт) орнамент с изображением вида местности или отдельных ее элементов. Особенно распространен в текстиле Японии и Китая, в частности в тканях «кэсы».
• Предметный - этт) орнамент, содержанием которого являются предметы быта, военной жизни, музыкального и театрального искусства.
Он возник в античном Риме с изображением доспехов, оружия, трофеев и получил свое развитие в эпоху Ренессанса и в других стилях. В частности, трофейный
26
орнамент и орнамент из музыкальных инструментов декорирует итальянское блюдо XVI века с гербом маркизов д'Абон.
Орнамент с изображением вазона и рога изобилия был характерен для стилей Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI. Так французская ткань с изображением рогов изобилия и других атрибутов Аполлона на голубом фоне хранится в Государственном Эрмитаже.
• Фигуративный - это орнамент с изображением человеческот зела. Характерными дня данного вида являются путти,, встречающиеся в орнаментальном декоре Ренессанса, барокко, классицизма. Например, в серии фламандских шпалер «Семь свободных искусств» бордюры декорированы фигуративным орнаментом, с использованием путти и аллегорических героев. Другим примером является Эрмитажный итальянский столик XVIII века, в орнаментальных медальонах которого изображаются группы людей.
• Смешанный орнамент представляет собой соединение различных видов орнамента.
Примером данного вида может выступать гротеск - переплетение растительных, зооморфных и фантастических орнаментов. Такой орнамент использован в росписях дома Веттиев в Помпеях и Лоджий Рафаэля.
К этому же виду относят и орнамент "берен", в композиции которого сочетаются ренессансные гротески, архитектурные детали барокко, фантазийные и зооморфные мотивы, а также маски и цветы. В частности, этот орнамент Жан Берен использовал в декоративной композиции 1700 года. На ней химеритические существа, мотивы канделябров, включенные в декор, показывают несомненную связь с орнаментом гротеска. В тоже время мастер располагает среди тончайших завитков аканта женские маски, украшенные веерообразными пальметтками самой причудливой формы. В центре со ступеней жертвенника свисает характерный ламбрекен с зубцами и кистями. Округленные завитки узора постоянно переходят под прямым углом в прямые линии.