Ви є тут

Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна

Автор: 
Демидов Никита Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172327
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Глава I. Гармоничная предметная среда как проблема современного дизайна
........................................................................9
§1. Гармония как соответствие внутреннего мира человека внешнему
предметному окружению.........................................9
§ 2. Причины конфликта между человеком и предметным миром в дизайне ..........................................................15
§ 3. Области проявления конфликта между человеком и предметным миром в дизайне..................................................20
Глава II. Необходимость и сущность гармонизации человека и предметного
мира...................................................................35
§ 1. Принципы формирования гармоничной предметной среды в ритуале и дизайне.....................................................35
§ 2. Структурные элементы модели проектирования гармоничной
предметной среды.............................................44
Глава III. Реализация теоретической модели создания гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна (на примере проектирования
детского игрового оборудования)........................................85
§ 1. Достижение конгруэнтности в ходе реализации теоретической модели.............................................................85
§ 2. Проектирование гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна................................................90
Заключение..........................................................108
Список использованной литературы....................................110
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Чем дальше человек и продукты его деятельности уходят от природы, тем сложнее ему сохранить себя, свою целостность. Этому не способствуют раздробленность и захламленность существующего предметного мира, который, в силу своей недостаточной организованности, оказывается отчужден от человека. Ситуация выбора формы, цвета, фактуры самим потребителем, будучи вынесенной на рынок, выглядит как стремление соответствовать индивидуальным потребностям, но чаще оборачивается переизбытком продуктов. При видимости достаточного количества найти и актуализировать необходимую вещь сложно.
Одной из основных функций дизайна изначально выступает адаптирование предметной среды для человека. Ее соответствие человек)' не сводится только к удовлетворению физических потребностей или удобству. Помимо физических качеств современный потребитель все больше ценит индивидуальный характер связи с предметом. Это позволяет говорить о необходимости и возможности учета в процессе проектирования всех потребностей человека, от эргономических до духовно-психологических. Однако осуществить такого рода учет нелегко, поскольку и проектировщик в какой-то степени деформирован средой, в которой существует. Реальность воздействует на него, задает субъективные оценки и стереотипы, тем самым уводя от действительно насущных дизайнерских задач. Под существующие находки практиков дизайна необходимо подвести теоретический фундамент для того, чтобы системно использовать этот потенциал в будущем. Наиболее остро эти проблемы встают в сфере индустриального дизайна. С одной стороны, в силу его генетической первичности по отношению к другим областям дизайна, рано или поздно испытывающих на себе последствия любых процессов, происходящих в этой сфере. С другой стороны, специфика проектирования в индустриальном дизайне связана с наличием системы жестких ограничений
[Генисаретский, 1989, с. 20], определяя его как индикатор, отражающий соответствия внутреннего мира человека внешним обстоятельствам. Психической основой для возникновения виртуальных состояний выступает са-мообраз человека, который, в отличие от образа, обладает рефлексивностью: отражением в психике ее же текущего состояния. Иначе говоря, оценка какого-либо взаимодействия человека с окружающей действительностью может быть полной только в случае, если предварительно мы учитываем не только характер «картинки», но и отражение собственного состояния человека в момент ее восприятия. Термин «отражение» в данном случае не совсем верен, поскольку участие субъекта приводит к моделированию действительности.
Согласно О. Генисаретскому, виртуальное состояние необходимо для приведения внутреннего мира в соответствие с окружающим. Под каждую ситуацию нервная система дает свою мыслительную конструкцию, которая пытается оптимальным образом связать происходящее вокруг с происходящим внутри человека и, если адаптация происходит без противоречий, то, как результат, появляется энергия для дальнейших действий. Этой энергии не существовало бы без задействованности в процессе саморефлектирующего человека.
Учет виртуальных состояний, как энергетически очень емких, совершенно необходим в дизайн-проектировании. Только зная их природу и объем, можно просчитать возможность достижения «радости», о которой говорят К. Экуан и Д.А. Норман. Виртуальное состояние может поглотить значительную часть энергии актуализирующейся деятельности, «обесточить» ее, либо, наоборот, дать добавочную энергию. В первом случае любая самая обычная ситуация становится субъективно сложной и трудной, вплоть до срыва деятельности. Во втором случае даже объективно трудная ситуация субъективно переживается как легкая и придающая дополнительные силы для дальнейшей деятельности. (Правда, при этом может быть и так, что избыток сил сам становится деструктурирующим фактором).
Сами по себе виртуальные состояния ни позитивны, ни негативны. И только заняв определенное место в деятельности, способствуя или препятствуя ее протеканию, становятся благоприятными или неблагоприятными факторами деятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что гармония человека с предметным миром предполагает соответствие внутреннего мира окружающей действительности, способствующее протеканию деятельности. В свою очередь, вывод наводит на вопросы: Из чего складывается это соответствие, каковы предпосылки его появления в человеке? Какие задачи должен ставить перед собой дизайнер в процессе проектирования предметов и пространств, соответствующих человеку?
Психологическая конгруэнтность как основа гармоничного отношения человека и реальности
Для ответа на поставленные вопросы необходимо обратить внимание на состояние человека в момент достижения гармонии. Прояснить его способно понятие «конгруэтность», сравнительно недавно появившееся в науках о человеке. Оно вызвано к жизни ситуацией, когда противоречий между человеком и внешним миром, а также деструктивного воздействия на человека со стороны этого мира уже невозможно было не замечать. Отсюда современное значение термина. Конгруэнтность (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность. Конгруэнтность - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит по отношению к внешнему миру. Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда внутренние чувства и переживания точно отражаются сознанием и точно выражаются в поведении, когда человека можно воспринимать и видеть таким, каков он есть на самом деле. Конгруэнтность — состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям; его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют друг другу; состояние целост-