Ви є тут

Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов : на примере стран Западной Европы и России

Автор: 
Блюмин Марина Алексеевна
Тип роботи: 
на примере стран Западной Европы и России
Рік: 
1910
Кількість сторінок: 
287
Артикул:
172255
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...............................................................3
Глава L Художники авангарда и их вклад в развитие
текстильной орнаментации 1910 - 1930-х гг..............................46
1.1. Рауль Дюфи - художник-новатор текстильного рисунка.............47
1.2. Соня Делоне и идеи симультанной живописи в орнаментальных мотивах тканей....................................................64
1.3. Казимир Малевич и опыты супрематистов в текстиле...............75
1.4. Конструктивистские рисунки Любови Поповой и
Варвары Степановой..................................................94
Глава 2. Художественное объединение Венские мастерские и их
значение в разработке орнаментальных мотивов тканей 1910 -
1930-х гг...............................................................119
2.1. Путь в абстракцию: геометрические рисунки тканей Вен -
ских мастерских.....................................................129
2.2. Примитивистская тенденция в узорах тканей Венских
мастерских..........................................................137
Глава 3. Роль центров дизайна Баухауз и Вхутемас в развитии декоративного оформления тканей.........................................146
3.1. Ткацкая мастерская Баухауза и ее инновационный подход
к текстилю...........................................................150
3.2. Текстильный факультет Вхутемаса и его достижения в
создании тематических рисунков.......................................159
Заключение..............................................................178
Список сокращений.......................................................183
Список использованной литературы........................................184
Приложение 1. Влияние орнаментальных мотивов тканей 1910-1930-х гг. на творчество современных художников-модельеров (рис. 1-15).............................................................205
Приложение 2. Альбом иллюстраций (рис. 16-312)..........................214
Список иллюстраций......................................................266
3
Введение
Диссертационное исследование посвящено актуальной теме влияния искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910 - 1930-х годов, ставшие одной из ярких и оригинальных страниц в истории мирового художественного текстиля, которая продолжает вызывать огромный интерес у художников, историков, искусствоведов и других специалистов в России и за рубежом.
Искусство авангарда, рожденное в начале XX века, ознаменовало собой разрыв с художественной традицией предшествующих столетий и стало радикальным проявлением такого глобального явления культуры, как модернизм. Декларируемый художниками субъективный подход к творчеству получил оформление в различных течениях авангарда: фовизме, кубизме, футуризме, экспрессионизме, супрематизме, конструктивизме и т.д., которые не только быстро нашли последователей в разных странах, но и стали интенсивно проникать в сферу прикладного творчества и дизайна, в том числе и в текстиль. Как показало изучение вопроса, данный процесс носил не случайный характер, а был подготовлен всем предшествующим этапом развития общества в целом.
Исследование искусства авангарда сегодня достигло той стадии, когда появилась возможность для более полного изучения различных его проявлений, в том числе и в области текстиля. За последние годы в научный оборот были введены новые сведения и факты, которые скорректировали общую картину художественной жизни стран Западной Европы и России, что позволило выявить особенности влияния авангардных течений на орнаментальные мотивы тканей 1910 - 1930-х гг. Детальное рассмотрение этого многогранного явления предоставило возможность определить и показать его основные векторы, которые во многом определялись деятельностью художников авангарда (Р. Дюфи, С. Делоне, К. Малевич, Л. Попова, В. Степанова), художественнопромышленных объединений (Венские мастерские), а также работой
27
произведений Jl. Поповой, на выставке были показаны несколько эскизов тканей, выполненных В. Степановой. Музей обладает также несколькими рулонами тканей, изготовленных австрийской фирмой «Josef Otten» в 1997 г. по рисункам художниц-конструктивисток. Ценными экспонатами выставки стали предметы из частной коллекции А. Лаврентьева (внука В. Степановой). Предоставленные им фотографии, которые были сделаны А. Родченко, а также реконструкции моделей женской одежды и театральных костюмов и другие экспонаты дали возможность изучить неопубликованные ранее материалы.
Музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета им А Н Косыгина
Музей обладает выдающимися произведениями художественного текстиля XV - XX вв. Основой музейного собрания послужила коллекция тканей Строгановского училища, переданная в университет в 1930 г. В последующие годы фонды музея активно развивались за счет поступлений с выставок, приобретений и даров.
В рамках нашего диссертационного исследования работа в фондах данного музея имела очень большое значение. Помимо образцов тканей с агитационными рисунками 1920 - 1930-х гг., насчитывающих в коллекции более тысячи единиц хранения, нами были просмотрены десять больших альбомов Всесоюзного текстильного синдиката СССР. Представленные в них несколько тысяч образцов тканей, выпускавшихся фабриками России в 1928 г., позволили в полной мере составить представление о характере текстильной орнаментации и соотношении старых и новых рисунков в продукции фабрик. Кроме того, в музее хранятся несколько альбомов с образцами тканей, которые отправлялись на экспорт в конце 1920 - начале 1930-х гг. Их изучение было также полезно, так как позволило выявить в какой мере агитационные рисунки присутствовали в тканях, поставлявшихся советскими предприятиями за рубеж.
В коллекции музея находятся альбомы отдельных фабрик Москвы и Шлиссельбурга. Они дали возможность проследить эволюцию орнаментальных мотивов тканей каждого предприятия на протяжении первых трех десятилетий
28
XX в., соотнести рисунки русских тканей с западноевропейскими образцами, выявить взаимовлияния и их особенности.
Музей промышленности и искусства им Д Г Бурылина, г Иваново
Собрание музея включает одну из самых интереснейших коллекций художественного текстиля, которая входит в число крупнейших в России. В большей мере фонды музея, безусловно, дают представление о характере текстильной продукции данного региона. Многочисленные альбомы позволили нам подробно изучить орнаментальные мотивы набивных тканей конца XIX -XX вв., которые производились различными фабриками Иванова.
Отдельную группу составили альбомы с образцами советских тканей 1920 - 1930-х гг. Они во всем многообразии показали орнаментальные мотивы, встречающиеся в текстильной продукции Иванова. Большой интерес вызвали ткани с тематическими рисунками, которые выпускались Большой Иваново-Вознесенской мануфактурой, Новой Иваново-Вознесенской мануфактурой, Кохомской, Сосневской, Петрищевской и другими фабриками.
Особо надо выделить коллекцию тканей С. Бурылина, которая была подарена музею вдовой художника в 1946 г. Она позволила познакомиться с творчеством выдающегося мастера текстильных узоров и увидеть его новые неизвестные ранее рисунки с растительными узорами и тематическими сюжетами. Впоследствии это позволило нам атрибутировать несколько образцов тканей, автор которых ранее считался неизвестным. Кроме того, фонды музея представили отличную возможность проследить вклад в разработку текстильных рисунков других художников ивановского края -П. Леонова, О. Богословской, В. Гурковской и др.
Несомненный интерес вызвали альбомы образцов, которые были среди первых отправлены в сточку в 1929 г. для освобождения валов под новые тематические рисунки. Альбомы с образцами экспортной текстильной продукции 1920 - 1930-х гг. позволили выяснить какие узорные набивные ткани отправлялись в Афганистан, Персию, Ирак, Индию, Шанхай, Харбин, Восточную Анатолию и др.