Ви є тут

Роль японизма в становлении художественной системы Джеймса Макнейла Эббота Уистлера

Автор: 
Познанская Анна Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172176
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.........................................................3-14
Глава 1. Предметы японского искусства в Европе: зарождение
японизма.........................................................15-26
Глава 2. У истоков формирования японизма в творчестве Джеймса
Уистлера........................................................ 27- 53
Глава 3. Художественная ситуация в викторианской Англии 1860-х годов и роль японизма в становлении творческого метода Уистлера...54 - 92 Глава 4. Пейзаж в творчестве Джеймса Уистлера 1860 - первой
половины 1870-х годов: от реализма к японизму 93 - 109
Заключение 110 - 114
Приложения...........................................................115
Приложение 1. Джеймс Уистлер и япоиизм в Шотландии...............116 - 129
Приложение 2. Джеймс Уистлер и увлечение японским искусством в
России 130 - 137
Примечания......................................................138- 151
Источники 152 - 153
Библиография 154 - 159
2
Введение
Термин японизм возник еще в XVI веке - так назывались черные лаки, причем это определение закрепилось как за оригиналами, так и за европейскими имитациями дальневосточных лаков и фарфора почти до середины XIX века. После официального открытия страны в 1854 году после двухсот лет добровольной изоляции Японии, наплыв японских произведений на европейский художественный рынок возбудил широкий интерес коллекционеров и художников; японское искусство становится предметом изучения и подражания, и понятие японизм вновь входит в употребление. Оно появляется в 1872 году благодаря серии статей известного французского коллекционера и критика Филиппа Бюрти, опубликованных в журнале «Возрождение литературы и искусства», а в 1875 году, когда статья была переведена на английский язык, проникает в Британию. (1) Долгое время это понятие подразумевает общий интерес к Японии, связанный со стремлением изучать се культуру и традиции, но постепенно это широкое значение трансформируется в специальный термин, который в настоящее время используется для обозначения определенного направления в искусстве, сыгравшего важнейшую роль в европейской художественной жизни конца XIX - начала XX века.
Между тем отдельные художники, архитекторы и дизайнеры начали активно интересоваться японским искусством уже в 1860-е годы. Творчество художника Джеймса Макнейла Эббота Уистлера (1834-1903) - американца по происхождению, проведшего большую часть жизни в Европе, является одним из наиболее интересных примеров, позволяющих не только проследить истоки японизма в западноевропейской живописи, но и рассмотреть роль этого явления в процессе формирования художественной системы и творческого метода отдельно взятого мастера. Уроженец Лоуэлля (штат Массачусес), Уистлер, живший в Санкт-Петербурге с 1843 по 1847 год, первые уроки рисунка получил в Императорской академии художеств. Уже в
ноктюрны аранжировки и т.д. В тоже время автор видел свою задачу в том, чтобы рассмотреть период формирования творческого метода и стилистических поисков Уистлера 1860 - первой половины 1870-х годов в контексте основных тенденций этого времени, определить и подчеркнуть предпочтения, которыми руководствовался молодой художник, блестяще сплавляя традиции французского, британского и японского искусства. Оказавшись по-своему уникальным явлением в европейской культуре рубежа столетий, Джеймс Уистлер не обзавелся последователями ни в Англии, ни, тем более, во Франции. Его роль в контексте американского искусства этого периода значительна и очевидна, а потому требует отдельного исследования (так же, как взаимоотношения художника с соотечественниками, оказавшимися в Европе, среди которых следует особо выделить фигуру писателя Генри Джеймса).
В то же время заявленная тема, посвященная раннему периоду творчества Уистлера, порой требовала более внимательного анализа его работ, не связанных напрямую со стилистикой японизма, но гак или иначе проливающих свет на проблему художественного выбора, которая остро стояла перед мастером на протяжении почти десяти лет. Исследование, строящееся в соответствии с поставленной целью и задачами, состоит из сетырех глав и двух приложений.
В отдельных приложениях к основной работе автор счел возможным коснуться проблемы влияния мастера на творчество некоторых художников России и Шотландии, в той или иной степени воспринявших эстетику японского искусства или создававших произведения, близкие стилистике японизма. Именно в этих странах творчество Уистлера заслужило особое признание, а его увлечение Японией если и не было предметом прямого подражания, то, по крайней мере, послужило импульсом для стилистических поисков художников рубежа Х1Х-ХХ столетий.
14
Глава 1. Предметы японского искусства в Европе: зарождение ипонизма
В 1854 году Япония открыла свои границы для международной торговли. Однако европейцы имели некоторое представление о культуре и традициях этой страны гораздо раньше благодаря голландским мореплавателям, чьи корабли имели право два раза в год входить в специальный порт на полуострове Десима, а также китайским торговцам, через которых японские изделия поступали в Европу. Однако все коммерческие связи оборвались в 1620-е годы. Международная деятельность Японии была резко приостановлена, началось массовое преследование христиан. В этой ситуации многие европейские государства, в том числе Британия, добровольно покинули страну, главным образом из-за экономических осложнений. К началу 1640-х годов Япония сообщалась с Европой только через Голландию, которая до середины 1850-х годов монополизировала дальневосточную торговлю на Западе.
Изменение внутренней политики Японии в середине XIX века, а также повышенный интерес к этому региону со стороны Европы и США способствовали постепенному отказу правительства Эдо от полной изоляции государства. Событием, ускорившим открытие Японии, стала американская экспедиция под руководством М.К.Перри (1794-1858). 8 июля 1853 года американский флот (так называемые «Черные корабли») вошли в бухту Эдо, и Перри удалось передать японскому правительству письма американского президента. Затем корабли США отошли к берегам Китая, однако в феврале 1854 года они вернулись, и после продолжительных переговоров, не обошедшихся без военного нажима, Перри добился подписания соглашения, которое открывало американцам два порта, занимавшихся ремонтом кораблей. За этим договором последовали соглашения с Британией, Г ерманией и Россией, однако только Нагасаки, Симодай и Хакода оставались открытыми для европейцев, что было чрезвычайно неудобно, так как все эти населенные пункты были значительно
15