Ви є тут

Иконы Галицкой земли как феномен восточнославянского православного искусства в контексте культурно-конфессионального пограничья

Автор: 
Шамардина Наталья Владимировна
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172457
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Н.В. Шамардина
Иконы Галицкой земли как феномен восточнославянского православного искусства в контексте культурно-конфессионального пограничья
Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
Калининград
2003
Содержание
Том I.
Введение................................................................ 3
I. Исторические и историографические предпосылки
1. Галицкая и Волынская земли в контексте европейской истории
(с древности до XV века).............................................. 15
2. Культурно-конфессиональные особенности средневековой живописи
галицкой земли в исторической и искусствоведческой литературе.........60
II. Этапы формирования галицко-волынской (XIV)
и галицкой (XV-начала XVI) иконописи
1. Галицко-волынская иконопись в период сложения культурно-политических общностей центральной и восточной Европы (XIV век).............97
2. Основные тенденции в галицкой иконописи XV-начала XVI вв.
как отражение диапазона духовных приоритетов в условиях инокультурной
среды...................................................................218
III. Иконопись XVI- первой трети XVII в.
и проблема самоидентификации галицко-русской православной
культуры.
1. Церковное искусство галицкой земли XVI-начала XVII в. и наследие Балкан, Валахии и Молдовы............................................ 350
2. Живопись «Львовского ренессанса» и ее место в художественной культуре восточного славянства.................................................416
Заключение.............................................................. 459
Том II. Приложение
1. Библиография..........................................................465
2. Важнейшие произведения галицкой живописи XIV-первой трстиХУП вв.......511
3. Список произведений иконописи, реставрированныхавтором................525
4. Список сокращений и аббревиатур.......................................532
5. Альбом избранных репродукций..........................................535
6. Фрагменты......................................................... 581
7. Оглавление альбома репродукций........................................589
8. Графические схемы-модели иконных композиций...........................593
9. Географические карты..................................................595
2
Часть 1.
Исторические и историографические предпосылки.
Глава 2.
Культурно-конфессиональные особенности средневековой живописи Галицкой земли в исторической и искусствоведческой литературе.
Российское, как и украинское, искусствознание еще только встает па путь серьезного изучения этой части нашего общего наследия - средневековой живописи Галицкой земли. Польские историки искусства, особенно связанные с восточной окраиной своей страны, прежде составлявшей западную часть галицко-русской территории, также все чаще обращаются к проблемам православного искусства «русско-польского пограничья». Однако галицкая средневековая живопись все еще остается недостаточно изученной и оцененной историками искусства. Тем более мало разработанной остается се, пожалуй, центральная проблема - существование на протяжении столетий в сложной системе национально-политического, конфессионального, культурного пограничья.
Первые попытки осознать специфику религиозной живописи коренного населения галицкого края начались в русле краеведения в середине XIX в.1. Появившиеся как на русском, так и на польском языке заметки и путеводители продемонстрировали актуальность темы для обеих национальных групп и определили перспективу се дальнейшего двухфокусного изучения.
Обратившись, прежде всего, к произведениям, находившимся в церквах столицы Галицкой земли, Львове, и к стенописи храма в древнем монастыре
1 Sobiesczanski F. Wiadomosci historyczne о sztukach picknych w dawniej Polsce. Warszawa, t.l, 1847, t.ll, 1849; Константинович //. Описание икон по церквах русских в стольном граде Львове. Львов, 1852; Белоус Ф. Описание икон по церквах русских в столичном граде Львове. Львов, 1858; Белоус Ф. Церкви русские в Галиции и на Буковине. Коломыя, 1877; Potocki М. Zabutki starozjtne w Galicyi // Przewodnik naukowy i litcracki. Lwow, t.l 1, 1874.
60
Св.Онуфрия в Лаврове, Ф.Лобесский «полусознательно, полушпуитивно» (словами
Н.Голубца2) использует для определения памятников, возникших в русле местной традиции на границе двух христианских миров, выражения «русский стиль» и «русская живопись»,3 не уточняя се специфики и генезиса.
Параллельно с местным краеведением памятниками галицкого православного искусства, понимаемого как русская старина, интересовалась и российская научная общественность, появились подготовленные историками Галицкой земли публикации, в частности, в Трудах археологических съездов4.
К исходу XIX в. были известны лишь отдельные поздние, в основном конца ХУН-ХУШ вв., произведения местного искусства. О его истоках задумывались, начиная с 80-х гг. XIX в., уже первые публикаторы галицко-русского искусства.
М.Соколовский, основатель первой в Польше кафедры истории искусства в Краковском Ягсллонском университете, раньше других обратился при освоении православной живописи к литературным и архивным материалам, осознал необходимость полноценного изучения искусства галицких мастсров-иконописцсв, выявления в их творчестве границ влияния западной и восточной цивилизаций. Основываясь на живописных экспонатах польско-русской историко-художественной выставки во Львове, названной по обычаю того времени археологической5, Соколовский утверждал, что эти произведения выводятся из древней школы живописи Червонной Руси и непосредственно связаны с византийским искусством6.
Отмстим его интерпретацию архитектуры львовской Успенской церкви, с которой связаны важнейшие в истории края культурно-религиозные и
2 Голу'йець А/. Українське малярство під покровом Ставропігії. Львів, 1920. C. 50.
3 Lobeski F. Opis ctarow w koxioLdi nräo Lwowa ffDukiicdoGa?tiy Ьло'лъккз z rcioi 1853. L"ow, 1854,XsW; Lobesski F. Opis obrazöw po koSciolach Lwowskich. 1854; Lobesski F. Monastcr oo. Bazylijanöw w Lawrowie// RozmaitoSci, Lwow, 1859.
4 Головацкий Я. Об исследовании памятников русской старины, сохранившихся в Галичино и Буковине // Труды Первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. Т.1.
5 Вербицкий Л.. Соколовский М. Выставка архсологнчна польско-руска, устроена во Львове в року 1885. Львов, 1885; Album wystawy archcologiczncj polsko - ruskicj odb>tcj wc Lwowe 1885 roku. Lwow, 1886.
6 SokolonskiM. Dadania archeologicznc na Rusi Galicyjskicj // Przcwodnik Naukowy і Litcracki, XI. Lw6w, 1883. S. 1-14; Sokolowski M. Malarstwo ruskic/AVystawa archcologiczna polsko-mska we Lwowic r. 1885. Albumu Wystawy Archeoligiczncj Polsko-Ruskicj. Lwow, 1885.
61