Ви є тут

Мастерские флорентийских скульпторов раннего Возрождения

Автор: 
Назарова Ольга Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172398
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение............................................................2
Глава I. Организация работы скульпторов в Италии ХШ-ХГУ веков...24
- Общие условия деятельности скульпторов..........................24
- Скульпторы в строительной комиссии городского собора............30
- Городская скульптурная мастерская...............................47
Глава II. Становление индивидуальной авторской мастерской во Флоренции первой половины XV века..................................64
- Внешние факторы развития мастерской.............................64
- Мастерская Лоренцо Гиберти......................................73
- Мастерская Донателло............................................87
Глава 111. Разнообразие мастерских во Флоренции 1440 - 1460 годов 108
- Мастерские Бернардо Росселлино, Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле....................................................108
- Мастерская Дсзидерио да Сеттиньяно...........................115
- Мастерская Луки делла Роббиа.................................120
Глава IV. Скульптурно-живописные мастерские во Флоренции
последней трети XV века........................................133
- Мастерская Антонио Поллайоло.................................134
- Мастерская Андреа Верроккио....................................143
Заключение. Мастерская скульптора: от средних веков к
Возрождению.......................................................181
Примечания........................................................193
Библиография......................................................236
Введение.
Наличие мастерской является неотъемлемой частью художественной практики мастеров средневековья и Возрождения. Масштабы художественных начинаний, особенности материалов и присущих тому времени технологий обуславливали необходимость коллективной работы над произведениями и невозможность создания их силами одного человека. Поэтому творческий метод художника неизбежно существовал в контексте коллективного процесса. Это обстоятельство сохраняет свое значение не только в период средних веков, для которого были характерны имперсональность художника, анонимность творчества, работа по образцам и многое другое, ограничивающее возможности одной личности, но и в эпоху Возрождения, которая является эпохой индивидуализма и ярких личных достижений.
Достоверно известно, что практически все произведения великих мастеров Возрождения, так же, как и средневековые, созданы в мастерской, то есть в той или иной степени коллективно. Но сами произведения, созданные таким образом, тем не менее, индивидуальны и неповторимы, несмотря на то, что контакт мастера с материалом был во многом опосредован особенностями технологического процесса и участием в работе ассистентов.
Все это говорит о том, что мастерская играла существенную роль в практике ренессансных мастеров, но ее наличие не препятствовало индивидуальной реализации мастера, что ставит перед исследователем ряд вопросов. Какую именно роль играла мастерская в творческом методе ренессансного мастера? Как взаимодействовали внутри общего процесса создания произведения индивидуальность мастера и более ограниченные возможности его ассистентов? Как был организован процесс работы, в результате которого законченное
2
проводиться в завершении каждой из глав. Помимо всего, это сопоставление позволит лучше понять некоторые особенности скульптурно-живописных мастерских последней трети столетия.
23
Глава I. Организация работы скульпторов в Италии XIII -
XIV веков
Общие условия деятельности скульпторов
Изучение форм и условий совместной работы скульпторов средневековья может стать предметом отдельного обширного исследования. В рамках нашей диссертации освещение этой темы необходимо лишь как фон для изучения ренессансной мастерской, как «точка отсчета» и материал для сравнительного анализа. Поэтому, не претендуя на всеохватность материала, относящегося к заявленной проблеме, мы ограничимся лишь анализом нескольких, наиболее показательных, на наш взгляд, примеров, опираясь на хорошо изученные памятники, для того, чтобы в самых общих чертах обрисовать условия работы скульптора средневековья.
Прежде всего, условия работы скульптора во многом определялись особенностями бытования скульптуры в период средневековья. Как отмечал А. Хаузер, формы мастерской подвержены влиянию всей суммы социо-культурных обстоятельств, которые составляют непосредственную среду ее существования1. Особенности мастерской как социального института зависят от условий спроса, от статуса и положения, которые отводятся мастеру в обществе, а также от уровня технологий.
С развитием городов цивилизация средневекового Запада вступила в новую фазу своего развития. Началось укрепление третьего сословия: купцов, банкиров, ремесленников, людей интеллектуального труда, которые наряду с городской аристократией становились активными заказчиками предметов искусства. В городах значительно расширился спрос на работу ремесленников, и сложились благоприятные условия для развития искусства. В это время сам город: от стен, мостовых и общественных зданий до г ородского собора и приходских церквей стал средоточием работы мастеров. Как показал Р.
24