2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение (Общая характеристика работы, актуальность темы, степень разработанности проблемы, цели и задачи исследования)...3
Глава 1. Философско-художественные концепции в Германии рубежа ХУШ-Х1Х веков и творчество Й.А.Коха.....................23
Глава 2. Эволюция пейзажного искусства Й.А. Коха: от
классицизма к романтическим тенденциям.........................34
§ Раннее творчество: 1790-1800 годы............................34
§ Италия, новый взгляд на природу..............................42
Глава 3. Литературные и религиозные сюжеты в пейзажах Й.А.Коха..................................................... 62
Глава 4. Й.А.Кох и романтики: противоречие и близость
художественного метода.........................................78
§ Й.А.Кох и пейзажная живопись северных романтиков.............78
§ Взаимовлияния в творчестве Й.А.Коха и назарейцев.............92
§ Совместные произведения Й.А.Коха и назарейцев...............109
Заключение....................................................120
Примечания....................................................130
Список литературы.............................................140
Список иллюстраций............................................144
Приложение: альбом с иллюстративным материалом................147
3
Введение
ч>
Творчество Йозефа Антона Коха (1768-1839), немецкого живописца и графика пришлось на последнее десятилетие восемнадцатого - первую половину девятнадцатого столетия. В искусствоведении это один из сложных периодов для изучения, отличающийся переплетением художественных направлений почти во всех видах европейского изобразительного искусства. Это эпоха нового возрождения интереса к античности, а также развития и расцвета романтизма, в формировании которого значительную роль сыграл классицизм, оказав помощь романтикам в разработке своей художественной системы. При этом классицизм остался фундаментальной традицией для многих выдающихся романтиков. В национальных художественных школах мера отступления романтической живописи от классицистических стилевых принципов была различной- большей во Франции, меньшей в Германии. Европейский романтизм отличался многообразием форм, о чем свидетельствует творчество О.Рунге, К.Д.Фридриха, К.Г.Каруса, назарейцев, Т.Жерико и
Э.Делакруа, И.Фюсли, У.Тернера и ряда других представителей этого направления.
Немецкий романтизм питался философскими теориями и определялся не только творчеством Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, назарейцев, но и художников классицистического направления: Якоба Филиппа Хаккерта, Иоганна Кристиана Рейнхарта, Асмуса Якоба Карстенса, Йозефа Антона Коха. Многообразие художественных форм и тенденций свойственно для немецкой живописи времени Гете, когда классицизм стал постепенно растворяться в различных течениях романтизма.
1»
классического идеализма". Этой теме посвящены также вступительная статья М.Ф. Овсянникова к "Философии искусства" Ф.Шеллинга (1966), работы А.Ф. Лосева, В.В. Ванслова, Ю.Н.Давыдова.
Вопросы романтизма рассматриваются в фундаментальном труде Н.Я. Берковского "Романтизм в Германии" (1973), где автор прослеживает возникновение романтизма, связывая его с развитием философской мысли, литературы и искусства в целом. По мнению Берковского "романтизм - это примерно пять веков европейского развития : с 1300 по 1800 годы, пережитые с точки зрения одного великого пятилетия - 1789-1794 гг."53 Берковский относит романтизм к единому стилю, поскольку он складывался как единая культура, подобно Ренессансу, классицизму, Просвещению, имея сильное теоретическое основание в лице немецких философов и поэтов.
А.В.Михайлов утверждает, что границы романтизма как исторического явления не очерчены четко, это не стиль, а "сложнейшая конфигурация индивидуальных поэтических миров, индивидуальных стилистических воплощений."54 О немецком романтизме нельзя сказать, что он начинался с ниспровержения рационалистической эстетики классицизма.
В статье И.А.Тертерян "Романтизм как целостное явление" романтизм понимается как нестабильная, варьирующая система, сохраняющая некоторые опорные пункты; существуют разные типы романтизма, в том числе национально-определенные." 55
Обзор иностранной и отечественной литературы по немецкому классицизму и романтизму вызван стремлением определить место Коха в истории изобразительного искусства Германии. Однако до сих пор это представляет определенную проблему и данное исследование решает ее лишь отчасти, насколько это предоставляется возможным в связи с
19
разрабатываемым материалом. В России имя Коха упоминается редко и лишь в специальных изданиях, где о нем говорится как об одном из выдающихся пейзажистов конца XVIII - начала XIX веков, жившего и творившего в сложную переломную эпоху, художника", утверждавшего, с одной стороны, принципы классицизма, с другой стороны, отразившего процесс наступления романтизма".56
Цели н задачи исследования.
Выбор темы данной работы связан с возрастающим интересом исследователей к малоизученному периоду развития немецкого искусства конца XVIII - начала XIX века. Одной из важных тем искусствоведческого исследования по мнению А.В.Михайлова в настоящее время является "неосознанный и непрограммный романтизм классицистов".57 Этим высказыванием известный специалист по немецкому искусству констатирует тот факт, что теперь легче, чем пятьдесят лет назад заметны романтические ноты у художников -классицистов.
Многообразное наследие Коха является интересным и сложным материалом для исследования. Между тем в России творчество этого художника, его биография практически неизвестны. В музеях находятся две его живописные работы: "Монастырь святого Франциска в Чивителло" (1812. Эрмитаж), илл.31 и "Пейзаж с жертвоприношением Ноя" (1815, Смоленск, Государственный музей-заповедник), илл.22:
Диссертация построена на изучении трудов, посвященных творчеству Коха, его графических и живописных произведений, находящихся как в отечественных так и зарубежных музеях. Прежде всего это пейзажная живопись, охватывающая как чистый ландшафт, так и пейзажи с
- Київ+380960830922