-2-
Содсржание
Введение 3
Глава I
Истоки и основные факторы развития армянской монументальнодекоративной мемориальной пластики
1. Г снсзис хачкаров 8
2. Ранние хачкары VIН-Х вв. 15
3. Хачкары XI столетия 24
4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты
древних хачкаров: символика и идейное содержание 31
Глава II
Художественные особенности хачкаров в средневековый период (ХН-ХШ вв.)
1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели 39
2 Основные группы хачкаров и их композиционные особенности 48
3. Общие стилистические черты хачкаров ХН-ХШ вв. 92
Глава III
Традиции развития хачкаров в Х1У-ХХ1 столетиях
1. Дальнейшее развития основных художественных групп хачкаров
в эпоху позднего средневековья (Х1У-ХУИ вв.) 99
2 Стилистические особенности позднесредневсковых хачкаров
(ХУ1-ХУН вв.) джугинской школы 116
3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий 130
Заключение 142
Библиография 146
Список иллюстраций 150
Иллюстрации 157
Введение
Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении - хачкары (крест-камни: «хач» - крест и «кар» - камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей - это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хач-каров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.
Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI—VII вв. - стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары - это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.
Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.
Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимаю-
намного различающихся по пропорциям, стоят в ряд близ села в Неркин Талин (рис. 20).
В ту же эпоху изготовлялись и еще более простые, даже грубо выполненные хачкары. Таков древнейший датированный хачкар, поставленный в Гарни багратидской царицей Катранидой в 879 г. На удлиненной прямоугольной плите высотой 1,86 м (верх ее не сохранился) помещен удлиненный крест с расширенными концами (с кружками на концах), контур которого вырублен толстой линией. (В Гарни имеется и другой аналогичный хачкар, но без даты).
Еще грубее два почти одинаковых хачкара (рис. 21) из Норадуза. Кресты, небрежно выполненные, заключены в широкое, неправильной формы обрамление с округлым верхом. Из верхней ветви креста произрастают идущие в разные стороны толстые побеги с треугольными плодами на концах (гроздья винограда). Под боковыми ветвями центрального - большого креста помещены по-простому маленькие кресты.
Встречаются в Армении в X в. и другого рода упрощенные хачкары, например, крест-камень в Мугни (рис. 22), датированный 986 г. Крест - с широкими ветвями (лишенными орнаментики) на трехступенчатом стилобате; в мсждукрестьях - плоды граната. В нижней части хачкара- четырехстрочная надпись. Интересно широкое обрамление, украшенное раннесредневековым орнаментом в виде ланцеток, известных на бровках армянских храмов VIII века. Воспроизведение раннесредневековых орнаментов на хачкарах ІХ-Х вв. уже отмечалось выше. Важно отметить, что до X века орнаментально-декоративная композиция хачкаров была недостача выработана. Но в X в. появляются и более сложные по рисунку крест-камни, четко выработанная композиция которых показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической.
Наиболее интересен в этом аспекте датированный хачкар в Варденисе (с. Мец Мазра), сооруженный (по надписи на хачкаре) князем Сюника и
Агванка Григором Адрнсрсехяном в 881 г. (рис. 23). Хачкар в виде массивной плиты с полукруглым верхом (высотой 2,50 м). Нижняя ветвь креста несколько удлинена. Концы его ветвей (почки) заканчиваются парами кружков. Крест основан на стилобате (его нижняя часть вкопана в землю). Из верхней ветви креста симметрично произрастают два стебля со свисающими тяжелыми плодами (гроздьями винограда). По сторонам нижней ветви креста помещено по полупальметке, но обращены они в противоположные стороны (к краям стелы). Характер пальметок еще раннесредневековый (они напоминают пальметки двинского креста), как и весь рисунок хачкара. Особенность хачкара в том, что наверху был поставлен другой маленький хачкар (сохранилось углубление). Такую же особенность имел хачкар в с. Неркин Талин, поставленный в 975 г. в связи с восстановлением храмов Григора и Саркиса. Такие же кресты - на двух верхних углах настенного хачкара XIII века из Авуц-Тара.
Стилистически близок к описанному варденискому хачкару (вероятно, того же времени), хачкар в селе Мартирос. Такой же, как там, крест на стеле с полукруглым верхом симметрично сверху и снизу обрамлен пальметтами; сверху они свешиваются со стебля, вырастающего из верхнего конца креста; внизу они на стеблях, вырастающих, из нижнего конца процветшего креста и в противоположность предыдущему кресту обращены к нему. Отличается хачкар и тем, что листья пальметок мельче. Упрощенный вариант той же композиции дает тройной хачкар в селе Моз (три креста объединены тройной арочкой на витых колонках). Исходя из рисунка пальметок, хачкар можно отнести к периоду не позднее X века.
Ясно выраженным архитектурным обликом обладает прекрасный хачкар в монастыре Цахац-кар в Егегнадзорс, который также можно датировать X веком. Крест помещен в портале - под трехцентровой (несколько растянутой) подковообразной аркой, украшенной врезными ячейками с ромбами внутри (орнамент носит ярко выраженное влияние деревянной резьбы). Арка опирается на пару двойных полуколонок, завершенных капи-
- Київ+380960830922