ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................3
Глава 1. Вотчина и поместье в Северо-западных землях. Краткий исторический обзор 18
Глава 2. Социальный и имущественный статус владельцев, его влияние на архитектуру и
интерьер...............*.............................................39
2.1.11роцесс становления архитектурного облика усадебного дома эпохи классицизма
.....................................................................39
2.2. Собирательный образ и типология усадебного дома небогатых дворян...............................................................44
Глава 3. Художественный феномен усадебного дома достаточного и богатого дворянина 81
Глава 4. Усадебные дома богатейших помещиков, как памятники архитектуры
......................................................................134
Заключение...........................................................158
Библиографический список использованной литературы....................165
2
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к русской усадьбе в ее историческом, культурном и художественном аспектах возник на грани веков. Первый период изучения этого феномена относится к концу 19 - началу 20 века. В то время многие усадебные комплексы еще реально существовали и функционировали, имели собственные хозяйства, реже производства, и сохраняли значительное количество антикварных, даже по тому времени, предметов. Художественный аспект усадеб того времени отражен в работах
Н.Ы.Врангеля, Ю.Шамурина, А.Минцлова и др. В журналах «Старые годы», «Столица и усадьба» появился ряд статей, посвященных различным, в частности, и художественным аспектам данного феномена. Писатели, поэты, историки, художники воспринимали усадьбу как исторический, но уже уходящий, на глазах исчезающий образ Росси былых времен. Ностальгия особенно четко прослеживается в живописных работах, поэтому на полотнах
В.М. Максимова, С.Ю. Жуковского, Л.В. Туржанского и др. мы видим старые, заколоченные, разрушающиеся дома. В литературе это ощущение особенно пронзительно выражено в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Таким образом, на этом этапе интерес к старым усадьбам скорее исторически-эмоциональный и в меньшей степени научный. Действительно, среди приведенных выше имен, А. Минцлов не исследователь, а коллекционер книг, но, благодаря его описаниям различных усадебных домов, мы получаем важные сведения об их интерьерах и меблировке.
После революции начинается новый этап уже описательного, более научного подхода к художественному миру русской усадьбы. В первую очередь это относится к богатейшим в полном смысле слова художественным памятникам: подмосковным Кусково, Останкино,
Архангельское, к имению Полотняный завод и, конечно же, к царским и великокняжеским дворцам в пригородах Петербурга. Следует отметить, что
области, а так же способствовать сохранению национального, культурного наследия.
Апробация результатов исследования
Основные положения данного исследования нашли отражение в ряде публикаций по теме, в частности, в многотомном издании «Три века Санкт-Петербурга», а также в докладах на иаучно-иракгических конференциях: юбилейная конференция ОИРУ «Русская усадьба как явление
отечественной и мировой культуры» (27-29 мая 2002, Государственный исторический музей. Москва), доклад «Интерьерные росписи 18 - начала 19 веков в усадьбах Ленинградской области», конференция ОИРУ (25-27 июня 2006, НИМ Архитектуры и градостроительства. Москва.), доклад «Вотчина и поместье Северо-запада Руси».
Работа состоит из 4-х глав. В первой главе прослеживается развитие вотчинных и поместных домов, в основном в новгородских землях. Исследуются этапы их отделки и меблировки.
Вторая глава посвящена домам небогатых дворян, их интерьеры почти не изучены. Именно в них, в первую очередь, прослеживается историческая преемственность, связь с предыдущими веками, и своеобразное сочетание предметов декоративно-прикладного искусства, архаичных и новых, привнесенных эпохой Просвещения, что формирует художественных облик их интерьеров.
Третья глава посвящена интерьерам домов достаточных владельцев, в которых начинает превалировать тенденция европейская, но, тем не менее, присутствуют предметы декоративного искусства «помещичьего» типа, как своеобразное совмещение старых традиций и новых форм, предметы «чистого стиля» и, наконец, предметы народного искусства, которые сохраняют свое специфическое художественное звучание в интерьерах поместного дома.
Последняя глава посвящена, как уже упоминалось, дворцу в Тайцах, который был выдающимся памятником даже в 18-м веке, и
16
интерьеры которого не просто были «выдержаны в стиле», а приобретали особую гармоническую изысканность и являлись высшей стадией развития усадебного интерьера в его стремлении к близости с природой, натурой.
Современный этап существования усадебных домов сравним с трагическими периодами революции и Великой Отечественной войны. С начала 1990-х годов старые помещичьи дома потеряли своих хозяев. Организации и колхозы уже не могли их содержать. Один за другим, чудом сохранившиеся здания гибли в пожарах или просто разрушались, брошенные на произвол судьбы. К 2006-му году были навсегда утрачены десятки домов-памятников усадебного зодчества. Печальный список сгоревшего и разрушенного занял бы много места, достаточно упомянуть дворец в Осиновой Роще, погибший в пожаре, разрушенное Елизаветино, гибнущую Ропшу, дворец в Котлах Альбрехтов, от которого осталась одна коробка здания.
17
- Київ+380960830922