Ви є тут

Художники и институции : самодеятельное творчество в СССР 1920-1930-х гг.

Автор: 
Мусянкова Надежда Александровна
Тип роботи: 
самодеятельное творчество в СССР 1920-1930-х гг.
Рік: 
1920
Кількість сторінок: 
82
Артикул:
172169
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................. стр. 4
Глава 1. Самобытное творчество. Учащиеся и руководители художественной
студии при Институте народов Севера (ИНС)............................. стр. 32
История развития художественной студии при Институте народов Севера (ИПС).
1926-1941............................................................. стр. 32
Метод обучения в художественной студии ИНСа........................... стр. 42
Пейзаж в изображении студентов ИНСа................................... стр. 48
Значение студии ИНСа в истории самодеятельного творчества............. стр. 69
Ударная школа искусств Востока (УШИВ). 1920—1925...................... стр. 75
Глава 2. Изомастерскис рабочей молодежи (ИЗОРАМ)...................... стр. 82
2.1. ИЗО рабочей молодежи (ИЗОРАМ) как одно из направлений клубной самодеятельности в 1925—1932 гг.............................................. стр. 82
2.2. Теоретические основы педагогики и методы обучения в ИЗОРАМе. Влияние идей производственного искусства.......................................стр. 98
2.3. Проблема создания нового стиля и оформление массовых празднеств сгр. 107
2.4. Дискуссия об ИЗОРАМе и опыт других институций сгр. 116
Глава 3. Самоучки и развитие идей соцреализма стр. 134
3.1. История создания Объединения художников-самоучек (ОХС). 1927—1931 стр. 134
3.2. Программа ОХС и основные выставки спр. 149
3.3. Переписка с самоучками стр. 172
3.4. Деятельность филиалов ОХС в СССР стр. 187
3.5. Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне (ЦДИСК) -Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской (ВДНТ). 1925—1939. Заочные курсы рисования и живописи в системе просветительских и научных учреждений стр. 192
3.6. Судьба институций изобразительной самодеятельности в тоталитарном государстве стр. 214
3
Заключение..........................................................стр. 226
Библиографический список использованной литературы стр. 234
Список иллюстраций стр. 246
Список сокращений...................................................стр. 251
Приложение 1. Систематизированный перечень выставок самодеятельных художников 1917—1939 гг....................................................стр. 253
Приложение 2. Альбом иллюстраций.
25
Во втором разделе "Теоретические основы педагогики и методы обучения в ИЗОРАМе. Влияние идей производственного искусства" излагаются теоретические предпосылки системы обучения в ИЗОРАМе, который по своей структуре и идеологии можно вписать в ряд таких значительных образовательных институций той эпохи, какими были ВХУТЕМАС в России и Баухауз в Германии.
В третьем разделе "Проблема создания нового стиля и оформление массовых празднеств" анализируются графические и монументальные произведения изорамов-цев - К.И. Савищенко, Б.А. Белозерова, В.О. Мейера, Л.И. Каратеева, а также концепция коллективного творчества, разработанная И.И. Иоффе. Стремление наполнить художественный образ бытовым и идеологическим смыслом привело изорамовцев к обобщенным стилизациям, а также к рационалистическому противопоставлению социальных функций. Уличные декорации ИЗОРАМа эволюционировали от упрощенных плакатных форм до гигантских установок с движущимися элементами и живым хором артистов.
В четвертом разделе "Дискуссия об ИЗОРАМе и опыт других институций" рассматривается публичное обсуждение деятельности этого объединения, организованное Коммунистической академией в связи с выставкой ИЗОРАМа в Третьяковской галерее, проходившей одновременно с экспонированием работ К.С. Малевича. Эта дискуссия, в которой были озвучены различные версии понимания задач современного искусства, стала ареной для теоретических высказываний ряда известных искусствоведов- А.М. Гана, H.H. Лунина, A.A. Федорова-Давыдова, И.Л. Маца и была ярким фактом художественной жизни. Кратко освещаются основные теоретические взгляды педагогов УНОВИСа, ВХУТЕМАСа, Окгября, Баухауза, служившие ориентиром для преподавателей ИЗОРАМа.
Как можно судить по сохранившимся материалам, произведения изорамовцев были одним из вариантов агитационно-массового искусства либо перекликались с проектированием нового образа рабочего жилища. Идея совместной бригадной работы профессионала и молодых рабочих (подмастерьев, как в старину) воплощалась в результатах, в которых порой трудно отделить самодеятельность от профессионализма. Безусловно, изорамовцы в процессе производственного обучения овладевавшие сразу несколькими видами творчества, не были простыми исполнителями: их восприятие задач творчества и представления о реальных социальных коллизиях воплоща-
лись в наивном символизме, который в композиции выражался в противопоставлении борющихся идеологий через образы сталкивающихся предметов. Однако упрощенность их художественного языка, рассчитанного на понимание "широких масс", явно шла сверху, от руководства, и обедняла творческие возможности любителей, которые гораздо более ярко и самобытно раскрывались в практике работы других организаций.
Третья глава диссертации "Самоучки и становление соцреализма” исследует работу организаций самодеятельности в конце 1920—1930-е гг.
В первом разделе "История создания Объединения художников-самоучек (ОХС). 1927—1931 гг." освещается деятельность этой организации, которая была основана в Москве после удачного выступления на художественной сцене объединения ИЗОРАМ (выставка в Государственной Третьяковской галерее). Но перед ОХС ставилась иная задача: если ИЗОРАМ был экспериментальным объединением, преобразующим энергию самоучек в необходимую агитационную изобразительную продукцию, то ОХС должно было стать первым объединением любителей, охватывающим весь СССР. В связи с поставленной задачей оно нуждалось в более серьезном материальном обеспечении, и поэтому было основано при Ассоциации художников революционной России (АХРР) - первом объединении профессиональных художников, полностью существовавшем за счет государственных дотаций.
Второй раздел "Программа ОХС и основные выставки" раскрывает основные позиции художественной программы ОХС, основой для которой была теоретическая платформа АХРР с ее главным лозунгом "героического реализма".
На выставках ОХС наиболее интересно заявили о себе В.Ф. Точилкин, М.В. Борзятов, Н.Г. Шумаков, Б.Г. Метелкин, П.Д. Аксенюк, Ф.И. Егоркин и др. Их картины, написанные на социальную тематику, во многом сохраняют черты наивной живописи, характерной для самоучек. Однако, присущее им искреннее желание отобразить действительность как она есть и стремление угодить новым правилам искусства делает их произведения характерным свидетельством прошедшей эпохи строительства социализма.
В третьем разделе "Переписка с самоучками" был использован обширный архивный материал, поскольку письма самоучек часто рассказывают больше, чем их