Ви є тут

Проблема ансамбля в творчестве Якопо Робусти Тинторетто

Автор: 
Кошелев Георгий Константинович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172272
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение.......................................................... стр. 2-26
Глава 1. Раннее творчество и сложение авторских моделей архитектурноживописного ансамбля. Моденские плафоны, «Латерали» стр. 26-68
Глава 2. Монументальные циклы Скуолы Гранде ди Сан Рокко.... стр. 69-136
Глава 3. Монументальные циклы 1560х- 1580х гг. От оформления церкви
Мадонна дель Орто к работам во Дворце Дожей.............. стр. 137-175
Заключение............................................... стр. 176-190
Примечания стр. 191-200
Библиография стр. 201-207
#
1
Введение
*
Творчество Якопо Робусти Тинторетто, при обилии посвященных ему публикаций, при том значительном удобстве для исследователя, которое представляет корпус его произведений, во многих случаях сохранивших свою изначальную целостность, притом, наконец, что сам облик его художественной личности выявлен с предельной, казалось бы, четкостью, до сих пор представляется одной из наиболее противоречивых страниц в истории мирового искусства. Дело здесь не в отсутствии должной проницательности среди специалистов - за минувшее столетие увидело свет
• впечатляющее количество работ, посвященных Тинторетто, как дающих общий взгляд на связанную с ним проблематику, так и рассматривающих частные вопросы. Изучая этот массив давно ставших классическими публикаций, обнаруживая недавно вышедшие статьи и монографии, нельзя не проникнуться благодарным восхищением к их авторам - ведь, исключительная сложность предмета очевидна. Однако при анализе современной историографии мы обнаруживаем новые и новые вопросы.
Начиная разговор о Тинторетто, приходится учитывать не имеющую
# аналогов полярность его творческих устремлений, обилие формальных парадоксов, тем более трудно доступных пониманию, что, как правило, они искусно скрыты виртуозным владением художественной формой. Принимая во внимание, что носителем их был один из крупнейших мастеров мирового искусства, самим масштабом своей фигуры заслуживающий возможно более серьезного рассмотрения, становится понятной сложность комплекса проблем, связанных с наследием Тинторетто
ф и его личностыо.
Нужно ли говорить, что такая ситуация в искусствознании, когда художник поистине титанического дарования до сих пор остается неразгаданным, а значение его наследия в полной мере неоцененным,
2
современников. Показательна ремарка Вазари, в которой удивление граничит с раздражением: «... едва подумаешь о том, что он начал, а он уже кончил»37.
При оценке творчества того или иного художника легко впасть в заблуждение, если не учитывать причины, породившие его художественные решения. Истинное величие многих мастеров остается скрытым от праздного созерцания - это особенно актуально для монументального искусства, где успешный результат определяется в подавляющей степени силой замысла, яркий пример чему можно найти в деятельности Якопо Тинторетто.
Мышление монументалиста требует понимания с поправкой на его контакт с внешней средой. Подлинным мастером монументального синтеза является лишь тот, кто осознает, какое место в ансамбле должна занимать его работа. Иначе говоря, творчество в ансамбле корректирует меру художественных амбиций. Цельность ансамбля и является действительной целью монументалиста. Чрезмерный индивидуализм здесь может только повредить. Как с этой точки зрения нам оценить монументальные работы Тинторетто?
Очевидно, его творческая стратегия является отклонением от классического подхода к осмыслению соотношения живописи и архитектуры. Взаимодействие произведений Тинторетто с окружением, их вхождение в систему ансамбля тесно связано со свойственной мастеру тягой к серийности, постепенно вошедшей в его мышление как одна из существенных черт. Сталкиваясь с необходимостью создания живописного цикла, художник одновременно создает определенное семантическое и формальное единство, но, вместе с тем, и пробует в его границах все возможные решения. Именно творческий азарт, нередко усиливаемый соперничеством с конкурирующими художниками, обостренным индивидуализмом восприятия действительности, амбициями, подпитываемыми недавними свершениями тосканского искусства - Рафаэля и Микеланджело, непрерывно появляющимися крупными монументальными комплексами в Тоскане, Эмилии, Венето - сопутствовал большинству
мастеров, принадлежащих к поколению, замыкавшему эпоху Возрождения. Однако у Тинторетто, одного из наиболее амбициозных и азартных живописцев своего времени, профессиональная деятельность складывалась таким образом, что его этапные работы создавались в рамках живописных серий, так или иначе выполнявших декоративные функции, будь то украшение кассонов - сундуков для одежды - или монументальные циклы Скуолы ди Сан-Рокко. Ключевые формальные находки, обретение индивидуального творческого почерка, авторского образного мира у Тинторетто произошло в работах монументально-декоративного назначения. Он действительно привык развиваться внутри живописных серий [помимо широко известных циклов Скуолы Гранде ди Сан Рокко, Скуолы Гранде ди Сан Марко, церкви Мадонна дель Орто и Дворца Дожей можно назвать «Моденские плафоны» (галерея Эстенсе, Модена), «Мадридские плафоны» (Прадо, Мадрид), цикл из восьми картин на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, находящийся в падуанском Городском музее, «Гонзагески» из Старой Пинакотеки в Монако, «венские панели» (Художественноисторический музей, Вена), панели на ветхозаветные сюжеты из веронского Кастельвеккио].
Обширное наследие Тинторетто дошло до нас в большей своей части. Время пощадило основные его работы. Значительный ряд ансамблей, в создании которых он участвовал, сохранили свою целостность. Таким образом, у нас имеется возможность судить о произведениях великого венецианца с известной долей уверенности в соответствии их нынешнего состояния оригинальным замыслам. Эта наша уверенность относится, прежде всего, к крупным архитектурным комплексам, где на протяжении долгих лет разворачивалась деятельность Тинторетто-декоратора и которые дают наиболее полное представление о своеобразии его концепций монументального синтеза - Скуоле Гранде ди Сан Рокко и комплексу Дворца Дожей. Анализ живописных произведений, входящих в эти ансамбли, которые включают многочисленные настенные панно и плафонные композиции,