I
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................... 3
Глава I. Иконопись Ярославля кон.ХХ - нач.ХХ1 вв.................. 31
Часть 1. Иконописные мастерские Ярославля и Рыбинска............... 31
Часть 2. Художники - иконописцы.....................................61
Глава II. Церковная монументальная живопись кон.ХХ - нач.ХХ1
вв..................................................................87
Заключение.........................................................139
Библиография ......................................................144
Приложение.........................................................154
Список иллюстраций.................................................162
Иллюстрации........................................................174
2
Введение
В истории отечественного изобразительного искусства ярославские иконы и фрески занимают такое же почётное место, как и произведения других художественных школ Древней Руси. В настоящее время наследие тысячелетней Ярославской Епархии является тем духовным фундаментом, на котором возрождается не только религиозная живопись страны, но и русская православная культура в целом.
Роль современных ярославских иконописцев в возрождении церковного искусства в России (имеется в виду последняя четверть XX - начало XXI века) представляется весьма значительной. Это определяется как количеством и своеобразием созданных ярославскими мастерами произведений храмового искусства, так и черезвычайно высоким художественным уровнем последних.
В трудные для Ярославской Епархии 1920 - 80е годы ее наследие сохраняют музейные работники и реставраторы. Именно с реставрации, копирования и изучения музейных коллекций города начинают свою деятельность все современные иконописцы. Будучи художниками рубежа ХХ-ХХ1 веков они, конечно, не могут остаться в рамках знания только местной иконописной традиции. Ведущие артели и мастера в качестве основной задачи выдвигают возрождение местной Ярославской школы иконописи ХУН-ХУШ веков, которая, по словам И.Л.Бусевой-Давыдовой воплощает в себе и «даёт определение» общерусскому национальному ощущению и представлению Красоты.
Во второй половине 1980-х годов государство постепенно начинает возвращать Русской Православной Церкви разорённые и обезображенные
3
Профессиональный уровень иконописцев «Ковчега» уже с самого начала деятельности мастерской привлекает внимание московских специалистов. Важной вехой в деятельности артели стало исполнение в 1999 году иконы «Собор 70 апостолов»для Патриарха Московского и Всея руси Алексия П (ил.44,45,46). Поскольку иконографического образца данной композиции найти не удалось, ориентиром для художников послужили образы апостолов из большой иконы «Четьи Минеи» XVII века (ил.47), находящейся в собрании Ярославского художественного музея. Высокое качество исполнения данной работы позволило «Ковчегу» войти в объединение «Патриаршие Мастерские». Последнее обстоятельство даёт Беловым возможность выполнять заказы для Патриархии, участвовать в выставках современного православного искусства, знакомиться и перенимать опыт у московских художников-иконописцев.
Создание ряда других этапных произведений связано с заказами Патриархии. В 2000 году мастерская «Ковчег» пишет икону «Собор Всех Святых в Земле Русской просиявших» с включением изображений новоканонизированных Святых. Художники выстраивают общую композицию, изображая русских святых рядами снизу вверх по значимости. Центр занимают образы царских новомучен и ков и новоканонизированных святителей Тихона, Агафангела и др. Слева внизу апостол Андрей Первозванный, Св. Князь Владимир и княгиня Ольга, Дмитрий Донской, Александр Невский и далее вверх целый сонм святых мучеников и мучениц ( Владимиро-Суздальских, Новгородских, Тверских - рядами); справа внизу московские митрополиты от Петра, Григория, Филиппа, до Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Далее вверх также святители по землям - Зосима и Савватий, Нил Сорский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др. Наверху в центре над царскими мучениками Богоматерь как символ особой милости и покровительства. Она в сиянии мандорле изображена на фоне стилизованного храма, символизирующего Новый Иерусалим. В целом, многодельная многофигурная икона, «нагруженная» и
45
исторически и семантически, достаточно ясно читается благодаря порядовому строению композиции и точному рисунку.
Созданию другой иконы «Святой Патриарх Тихон в житии» (ил.48) предшествует кропотливый труд по сбору и поиску исторического и документального материала . Поскольку эта икона становится первой в своём роде житийной иконой новоканонизированного Патриарха в России, от художников требовалась особая тщательность в сборе биографических данных и композиционной разработке.
Если обратиться к истории иконописания, то именно в Ярославле в XVII веке разрабатываются два основных вида житийных икон. Один из них - тот, где житие святого представлено в ряде последовательно сменяющих друг друга клейм. Именно этот традиционный прием и был использован при создании иконы Святейшего Патриарха Тихона. Художники помещают в центре иконы поясной образ Патриарха, а в двадцати клеймах рассказывают о главных событиях его жизни, начиная с рождения и заканчивая обретением его мощей в Донском монастыре. За образец мастера «Ковчега» берут икону «Святителя Дмитрия Прилуцкого» XVII века ( из собрания Ярославского художественного музея). Об этом свидетельствует и композиционная «перекличка» многих клейм, и расположение текста на полях.
Изображение Св.Тихона, в среднике, являет собой удачное решение проблемы, которая остро встаёт перед иконописцами, работающими над образами новоканонизированных святых: использование фотографического портрета при создании лика (ил.49,50). Сравнительный же анализ клейм древней и новой иконы говорит не в пользу последней. Изобразительный язык иконы св.Тнхона излишне сух, композиционный строй клейм скорее свидетельствует об умении компоновать, чем о постижении содержания и переживаний происходящего. Композиции новой иконы носят скорее иллюстративный характер, тогда как в клеймах иконы Дмитрия Прилуцкого есть торжественная монументальность, и эпичность (ил.51-55). Этому во
46
- Київ+380960830922