Ви є тут

Особенности развития древнекитайского зодчества и влияние его образов на архитектуру и садово-парковое искусство Санкт-петербурга и его пригородов

Автор: 
Дуань Юйнун
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
138
Артикул:
172151
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.......................................................3
Глава 1. Исторические аспекты развития китайской архитектуры...................................................11
1.1. Роль исторических и культурных факторов в формировании китайского изобразительного искусства............11
1.2. Типологическая характеристика памятников древнекитайской архитектуры...................................18
1.3. Приемы и элементы формирования архитектурной
композиции в древнекитайской архитектуре......................22
1.4.0собенности декоративной отделки зданий в
древнекитайской архитектуре...................................33
1.5. Взаимодействие архитектуры и природы в китайских
парках........................................................77
Глава 2. Роль китайского искусства в развитии художественной культуре стран Западной Европы и России...................................................... 90
2.1. Причины появления в искусстве Западной Европы мотивов и образов, заимствованных в искусстве Китая.....................90
2.2. Особенности воплощения «китайской» темы в
западноевропейском искусстве..................................93
Глава 3. Китайские образы в архитектуре России.............. 100
3.1 Исторические и культурные предпосылки появления «китайских» мотивов в русской архитектуре и изобразительном искусстве....................................100
3.2. «Китайский» стиль в архитектуре Санкт-Петербурга и
его пригородов...............................................107
3.3. Основные приемы и принципы, заимствованные в искусстве Китая русскими архитекторами.......................130
Заключение...................................................142
Библиографический список литературы..........................147
3
Введение
В XVIII столетии Европа стремительно развивает торговые отношения со странами Ближнего и Дальнего Востока. Изделия мастеров этих стран, привозимые в небольшом количестве, становились символами богатства и просвещенности. Особое внимание европейских коллекционеров было обращено на произведения китайских мастеров. Интерес к культуре Китая проявился как в собирательстве и изучении произведений декоративно-прикладного искусства, так и в стремлении воплотить образы далекой и загадочной страны в архитектурных произведениях. Однако, поверхностное знакомство с особенностями китайского зодчества привело к созданию сооружений лишь отдаленно напоминающих постройки китайских архитекторов, а мотивы китайского изобразительного искусства «вплетались» в стилистику европейского искусства, что, впрочем, совершенно не смущало ни авторов таких произведений, ни заказчиков.
В России «китайский» стиль появился во второй половине XVIII века и вызвал у современников необычайный интерес. Большинство построек в «китайском» духе сосредоточено в двух загородных резиденциях - Ораниенбауме и Царском Селе, расположенных в пригороде Санкт-Петербурга. В Ораниенбауме «китайская» тема была представлена преимущественно в интерьерах и в парке в малых формах архитектуры. В Царском Селе - в многочисленных парковых элементах.
В последние годы, в связи с активизацией двухстороннего культурного обмена между Китаем и Россией представляется особенно актуальным обращение к теме взаимовлияния и
28
служит рычагом, поддерживающим выдвинутый карниз. Посещая древние здания, мы можем ясно увидеть пространственное органическое переплетение «доу», «шэн», «гун» и «ан», которые образовывают систему «доу гун» (ее верхняя часть крупная, а нижняя часть меньше), являются самой интересной частью архитектурной композиции.
Роль прогона в архитектуре Китая подобна роли балки в современной архитектуре. Его поперечный разрез обычно круглый. Прогон, расположенный в середине крыши, называется «прогоном ребра», а прогон, лежащий в самой нижней части ската, называется «прогоном карниза».
Перпендикулярно прогонам располагается деревянные стропилы имеющие различную форму сечения - прямоугольную, круглую, О-образную и т. д.
Следующим элементом, определяющим художественный образ китайского здания, является крыша. В классической китайской архитектуре соществует множество видов и форм крыш. Одними из основных видов крыш являются: «у дянь»
(четырехскатная крыша), «се шань» (четырехскатная крыша с девятью ребрами), «ин шань» (двускатная крыша с высокими фронтонами), «сюань шань» (двускатная крыша), «цзюань пэн» (изогнутая крыша), «чуань цзянь» (шатровая крыша), «лу дин» (плоская крыша). Путем их сочетания получены одноярусная крыша, нависающая крыша, тавровое ребро, перекрестное ребро и т. д.. Материал и цвет покрытия крыши, манера украшения ребра бывали различными, для них существовала иерархия, соответствующая феодальному этикету. Разберем более подробно особенности основных видов крыш.
29
і» *
■г* *
ЯШ «
і • *
• •
• •
>*£»** **•< »7*»
1Н ЛкиМ
г\ «|й
20 і А
із ляа*
Виды крыши древнекитайского здания.
І * Односкатная крыша. 2. Плоская крыша.
9, Чггыргхгкатная КРЫША
16 111 РОЙАЯ крыша,
ВЙЕЮЦЛЯ п плані:
ЧЕТЫРЕХ УГОЛЬНУЮ ФОРМУ.
17. Секторная крыша.
10. «Се шань"
ЗЕЕЕЕЕ. Дугообратная кгышл. ^яіью^ьр^мГГ,*. фронтоны «фэнхотпян»
( 1АШИГА ОТ ВИРА 4. «Ин ШЛНЬ» ( ДВУСКАТНАЯ II. И'ЮГНУ ГАЯ КРЫША. И ПОЖАРА ).
КРЫША с высокими ФРОНТОНАМИ ).
5. Двускатная крыша
*’ - ДнУХЬЯРУС НАМ КРЫША.
19. Шатровая крыша.
13. Шатровая крыша. имеющая в плане
ИМЕЮЩАЯ В ПЛАНЕ ВОСЬМИУГОЛЬНУЮ
6. Тибетская плоская крыша. круглую форму. форму.
14. КлскоокРлтнля
7. Юртоображая крыша. крыша.
15. Шатровая крыша.
Я Лгк-лТл ИМЕЮЩАЯ В ПЛАНТ ,,
». АРЕАЛА ТРЕУГОЛЬНУЮ ФОРМУ. ' <-воЯ'
20. Плоская крыша.
70
У дянь - высшая крыша по сословности феодального этикета, с четырьмя скатами и пятью ребрами. В середине такой крыши установлено гланое ребро «чжэн цзи», а но сторонам - 4 наклонных ребра «чуй цзи». У двухъярусной «у дянь» иногда на нижней крыше расположены 4 горизонтальных ребра «бо цзи», обрамляющих все здание, а на четырех угловых местах - 4 угловых ребраь «цзяо цзи».