Ви є тут

Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая

Автор: 
Люй Цзечжан
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172164
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение...........................................................3
Глава 1. История расписного фарфора в Китае
1.1. Хронология периодов и стилей в искусстве фарфора........9
1.2. Композиционные особенности росписи цинхуа (казённые и народные мастерские)...................................28
1.3. Полихромная живопись на фарфоре в эпоху Мин и Цин.......47
Глава 2. Художественно-образные особенности китайской живописи на фарфоре
2.1. Художественно-технологические особенности росписи фарфора..58
2.2. Живопись на фарфоре как элемент народной традиционной культуры: сюжеты и традиционная символика изображений...............70
2.3. Композиционный проект в искусстве фарфора Китая..........89
Глава 3. Взаимовлияние композиционных особенностей китайской и европейской живописи на фарфоре
3.1. Европейское влияние на фарфоровую живопись Китая (экспортный фарфор)................................................105
3.2. «Шинуазри» в европейском фарфоре........................115
3.3. «Китайский стиль» в фарфоре России......................124
Заключение.........................................................133
Список литературы..................................................135
Приложения:
1. Словарь терминов.
2. Хронология китайских императорских династий.
3. Иллюстрации (с аннотациями).
4. Схемы композиционного анализа.
2
Введение
Диссертация посвящена исследованию китайской ' живописи на фарфоре и определению её стилистических и композиционных особенностей.
Актуальность исследования
Китайское искусство живописи на фарфоре времени правления династий Мин и Цин (Х1У-начало XX вв.) достигло невиданного успеха не только в самом Китае, но и в мировом искусстве. Оно поражает, своим гигантским масштабом и оригинальностью. В XVIII в. оно стало предметом увлечения и поклонения во всём мире, послужило основанием для развития целого стилистического направления в мировом искусстве, получившего название «СЫпо1зепс» («Китайский стиль»), и сегодня продолжает привлекать к себе внимание любителей искусства и специалистов.
Отношения между Китаем и Россией имеют давнюю историю. Они развивались по-разному, волнообразно (от горячей дружбы до резкого*' охлаждения), но интерес народов друг к друг у, особенно в сфере народной' культуры и искусства, был всегда. Сейчас в отношениях между двумя странами вновь устанавливаются широкие межгосударственные контакты, проводится активный обмен в области науки и искусства. 2006 г. проходил под девизом «Год России в Китае», а 2007 - иод девизом «Год Китая в России». Новое поколение граждан вновь узнаёт друг друга, открывает для себя глубинные ценности культуры и искусства обеих стран. Это и делает нашу работу актуальной.
Данная диссертация. посвящена ‘ исследованию композиционных особенностей китайской живописи на фарфоре. Б музеях России, и особенно в Петербурге, находится много оригинальных произведений китайского
I
фарфора, а также своеобразных и высокохудожественных реплик-европейского и русского искусства. Их интересно и нужно изучать, чтобы адекватно понимать. Конечно, огромный массив предметов китайского фарфора периодов династий- Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) уже
приобреталось императорским двором или шло на экспорт в страны Восточной Азии и Африки.
Изделия с надглазурной росписью выпускались в мастерских практически всего региона бассейна Хуанхэ: на северо-востоке (Хэбэй), востоке (Шаньдун), в центральных районах (Ханань) и на севере (Шаньси).
В них изготавливались 3 самостоятельных технико-художественных
сорта:
- с росписью красной железистой краской но глазурному покрытию, нанесенному на неокрашенный черепок;
- с росписью, выполненной красной краской по трёхцветной глазури;
- с сочетанием надглазурной (красной) и подглазурной (черного цвета) росписями.
Следовательно, фарфоровое производство восприняло опыт не только национальной керамики, но. и исходно чужеземные техники, и
о
орнаментальные способы.
Дальнейшая история фарфора и расцвет его искусства приходится на время династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Кравцова М.Е. в своём фундаментальном труде приводит следующую периодизацию этой истории: раннемииский, среднеминский, позднеминский, раннецинский, среднецинский и позднецинский.
«Раннемииский» период начинается с момента прихода к власти династии Мин, сразу же приступивших к обновлению производства в Цзиндэчжэне - время правления императоров Чэн Цзу (Юн Лэ) (1403-1424). и Сюан Цзуна (Сюан До) (1426-1435) - «период Юнлэ-Сюандэ». Поначалу количество выпускаемой продукции было ограничено, и она лишь копировала юаньский фарфор, по при Сюань Дэ продукция Цзиндэчжэня достигла нового художественного уровня, и параллельно с «цинхуа» на производстве было начато освоение техник надглазурных росписей. Первоначально установился их колористический вариант, известный как
* Кравцова М.Е. История искусства Китая. 2004. С. 710
17
«трёхцветные росписи» (санъ-цай) — красками зелёного, жёлтого и фиолетового (или темно-лилового) цветов - роспись красками, имеющими медную, железистую и марганцевую основу. Началось производство изделий с подглазурной росписью красным цветом (медно-железистой краской).
«Среднеминский» период соотносится со временем правления нескольких императоров: от Ии-цзуна (Цжэн Тун) (1436-1449) до У-цзуна (1506-1521) и определяется как «период Чжэн Дэ».
Он характеризуется:
- стремительным увеличением цзиндэчжэневского производства: менее, чем за сто лег число казённых печей выросло в 6 раз (с 50 до 300);
- его важнейшими технико-художественными особенностями являются совершенствование надглазурных росписей, трёхцветное сочетание которых (ісанъ-цай) в XVI столетии сменилось «пятицветием» (у-цай).9
С середины XVI в. очень распространённым стал метод украшения, известный иод названием «доу-цай» (соперничающие краски - «борьба цветов») - сочетание подглазурного кобальта с пёстрыми эмалевыми красками. Контуры рисунка вычерчивались подглазурной кобальтовой краской, а затем, после обжига, заполнялись эмалевыми красками. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.
В это же время распространение получили «пятицветные росписи» красками разных цветов, общее количество которых не обязательно равнялось пяти - это, скорее опоэтизированное название живописной техники.
В данный период появились технико-художественные новации, строящиеся на сочетании кобальтовых росписей, цветного глазурного покрытия и гравировки.
9 Дс Моран Л. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней. - М.: Искусство, 1982. С. 70.
18