ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава I. Митхила: прошлое и настоящее. 23
§ 1. Княжество Митхила: историко-культурный обзор. 23
§ 2. Деревня: сельская община, касты, календарные
обряды и праздники. 31
§ 3. Мир митхильской женщины: дом и
художественное творчество. 37
Глава II. Иконография живописи мадхубани. 51
§ 1. Пантеон митхильских богов. 51
1. Брахма. 51
2. Шива. 54
3. Вишну. 5 9
4. Женские божества. 72
§ 2. Символика свадебных ритуалов и росписей.
Кохбар - синтетический образ. 90
Глава III. Особенности стиля росписей мадхубани. 105
§ 1. Классификация росписей, созданных на бумаге. 105
§ 2. Пространство и время в живописи мадхубани. 110
§ 3. Изображение человека в живописи мадхубани. 115
§ 4. Канон и вариативность. 123
Заключение. 139
Литература. 141
Приложения:
I. Аннотированный список иллюстраций. 150
II. Кастовый состав Митхилы. Выдержки из отчета о полевых антропологических исследованиях, проведенных в 1995 г.
Каролин Б.Хейнз в Митхиле (штат Бихар). 165
III. Митхильские календарные праздники. 167
IV. Альбом иллюстраций (отдельный том).
2
ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования являются ритуальные росписи деревенского жилища на территории современного индийского штата Бихар и их модификации при переводе на бумагу.
У многих народов, особенно проживающих в тех регионах, где распространено саманное и глинобитное домостроение, встречается такой вид женского творчества, как росписи стен. Немногочисленные научные и научно-популярные работы, написанные в период с 1930-х по 1970-е гг. на основе материала, собранного в 1910-30-х гг., сообщают о том, что роспись крестьянского жилища встречалась и встречается у украинцев, белорусов, русских, молдаван, словаков, поляков, болгар и сербов, а также на Кавказе - у черкесов и грузин, в Средней Азии - у таджиков1.
1 См. об этом: Арутюнов С.А., Васильев В.И., Джарылгасинова Р.Ш. Древние уральско-восточноазиатские этнографические параллели (на материалах жилища).// Советская этнография, М., 1991, Ш 2, с.28-37; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири, М., 1953; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной
Сибири, М., 1950; Бардавелидзе В.В. Древние религиозные
верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен, Тбилиси, 1957; Бежкович A.C. Настенная роспись украинской хаты.// Советская этнография, М., 1954, Ь2, с.121-128;
Белановская Т.Д. Трипольская культура, JI., 1958; Верченко Е.В. Настінне мальовання украіньских хат на господарьских будівель при них, Днепропетровск, 1930; Бломквист Е.Э. Общие черты в крестьянском жилище русских и украинцев.// Советская этнография, М., 1954, & 4, с. 2 5-41; Воронина B.JI. Узбекское народное
жилище.// Советская этнография, М., 1949, S» 2, с.59-85; Выставка украинской народной живописи. Росписи хат. Институт истории искусств, JI., 1928; Зарембский А. Народное искусство подольских украинцев, JI., 1928; Коваленко Гр. Про український стиль і українську хату. Киев, 1912; Кржемінский К. Стінні розписи на Уманщині. Мотиви орнаменту, Каменец на Поділлю, 1927; Матеріали
з етнографіі та художнього промислу, Киев, 1956; Материальная культура компактных этнических групп на Украине. Жилище, М., 1979; Миллер М. А. Очерки крестьянских построек в Приазовье, Ростов-на-Дону, 1912; Никольская З.А. Из истории аварского жилища.// Советская этнография. М., 1947, * 2, с.155-166;
Салманович М. Я. Жилище коренного населения Молдавской ССР.// Советская этнография. М., 1947, ä 4, с.204-233; Украинский народ в его прошлом и настоящем (ред. Ф.К.Волков), Пг., 1914 - 1916,
3
Во второй главе рассматриваются митхильские росписи, причем основной упор сделан на выявление специфики мифологических (культурных) пластов образов и сюжетов, а также на анализ художественных средств, которыми они выражаются.
В третьей главе рассматриваюся особенности стиля живописи мадхубани. Будут проанализированы стилевые особенности стенных и бумажных росписей мадхубани, причем мы попытаемся выделить то специфическое, что появляется в росписях при переходе от монументальных форм к малым, в том числе и в условиях расширения информационного кругозора и знакомства с другими культурами, а так же в связи с переходом росписей мадхубани и в разряд народных промыслов.
Как мы указывали выше, традиция росписи жилища существовала практически во всех регионах мира, но стремительно развивающая цивилизация способствовала гибели этого вида искусства во многих местах. Поэтому нам кажется важным успеть зафиксировать, описать и проанализировать этот вид искусства, пока еще живы люди, понимающие истинный смысл многих образов и сюжетов, а также потому, что это одно из немногих мест, где эти росписи имели столь развитый фигуративный характер.
Мы надеемся также, что наша работа поможет полнее представить еще одну страницу многоликого искусства Индии, а также будет полезна специалистам по индийскому искусству.
21
Глава I
Митхила: прошлое и настоящее
§ 1. Княжество Митхила: историко-культурный обзор
Митхила играла значительную роль в политической и
культурной жизни древней Индии, однако крайне мало подлинных свидетельств для реконструкции ранней митхильской истории. Среди местных источников определенное место занимают произведения Видьяпати (вторая половина XIV - первая половина XV вв.).
Нумизматика и эпиграфика Митхилы также весьма не богаты.
Некоторые сведения дают мусульманские хроники, но только «в связи с военными экспедициями тех или иных мусульманских
владык»31. Поэтому одним из важных источников являются записки путешественников, в основном паломников-буддистов. В Митхиле «побывали все знаменитые китайские путешественники: Фа Сянь
(начало V в.н.э.), Сюань Цзан (первая половина VII в.н.э.), И Цзин (конец VII в.н.э.), они оставили свидетельства о состоянии буддизма, вернее его упадке»32. К XIII в.н.э. относятся записки о митхильском государстве тибетского паломника Дхармасвамина33.
Ученые начинают свои исторические обзоры Митхилы с
характеристики упоминаний этой территории в древнеиндийской литературе34. Наиболее раннее упоминание Митхилы встречается в «Шатапатхабрахмане», датируемой 1500 г. до н.э. В ней рассказывается о членах рода35, народе видехов36. Ведомые Агни
31 Серебряный С.Д. Видьяпати, М., 1980, с.58.
32 Там же, М., с.58.
33 Там же, М., с.59.
34 Фактологический исторический материал взят из работ У.Тхакура и С.Д.Серебряного.
35 См.: Thakur U. Madhubani painting. New Delhi, 1982, p.12.
22
- Київ+380960830922