Оглавление
Введение.................................................................4
Глава 1. Библиография и документальные источники..........................8
Глава 2. Проблема взаимодействия барокко и классицизма в европейском
искусстве Нового времени...............................................30
Глава 3. Мраморный дворец и европейская архитектура......................53
Глава 4. Интерьеры дворца................................................68
4. 1. Парадная лестница..............................................77
4. 2. Лаковый зал....................................................85
4. 3. «Собранное зало»...............................................88
4. 4. Орловский зал..................................................90
4. 5. Мраморный зал..................................................93
4. 6. Парадная столовая........................................... 102
4. 7. Прочие интерьеры...............................................ИЗ
Глава 5. Скульптурное убранство Мраморного дворца.......................122
5.1. Работы Ф. И. Шубина и скульпторов его круга....................134
5. 1. 1. Скульптурное убранство Орловского зала.................152
5. 1.2. Работы Шубина в Мраморном зале..........................182
5. 2. Работы М. И. Козловского в Мраморном дворце...................193
5. 3. Скульптурные произведения других авторов......................205
Заключение.............................................................211
Библиографический список................................................220
Список цитированных архивных материалов.................................238
Принятые сокращения.....................................................242
Приложения.............................................................243
Приложение 1. Описание парадной лестницы............................243
Приложение 2. Описание Лакового зала................................245
Приложение 3. Описание Собранного зала..............................247
з
Приложение 4. Описание Орловского зала.............................250
Приложение 5. Описание Мраморного зала.............................253
Приложение 6. Описание парадной столовой...........................257
Приложение 7. Описание парадной спальни и уборной..................259
Приложение 8. Документы о создании фарфорового декора парадной
«
столовой.........................................................263
Приложение 9. Документы о работе Ф. И. Шубина в Мраморном
дворце...........................................................268
Список иллюстраций.....................................................272
Иллюстрации
'.V
(1704) [183]. В нем, помимо древних, были представлены и снабжены аннотациями произведения скульпторов XVII столетия, в том числе работы Джанлоренцо Бернини. В XVII — XVIII вв. были опубликованы крупные собрания скульптуры Джустиниани [155] и музеев Флоренции (А. Гори «Флорентийские музеи». Т. 3. Статуи (1734) [156]. Наконец, большое скульптурное собрание версальских дворцов и парков представлено на гравюрах в изданиях С. Томазена (1694, 1723) [188] и X. Стольбсрга [186].
В XVIII веке настольными книгами для мастеров, работавших в декоративной скульптуре, служили различные «иконологии». Без обращения к ним невозможен анализ содержания скульптурных комплексов Мраморного дворца. Первое иллюстрированное издание знаменитой «Иконологии» Ч. Рипы было предпринято в 1603 г. Позднее она многократно переиздавалась на разных языках. Ближайшее ко времени создания убранства дворца издание [182] (именно им пользовался автор) было предпринято в 1758 - 1760 гг. Важное значение при определении сюжетов произведений скульптуры имеет справочник Ж. Будара «Иконология, избранная из разных авторов» (1766) [146]. Ее составитель сам был скульптором и поэтому поместил в книге описания и иллюстрации, «удобные» для воспроизведения в скульптуре. В России в 1760 - 1780 гг. последовательно выходит несколько переводных изданий по иконологии: «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля в переводе И. Акимова (1763, 1786) [38], «Емвлемы и символы» Н. Максимовича-Амбодика (1788) [29]. Потребность в литературе этого рода ощущалась и в начале следующего века, о чем свидетельствует выход в свет в 1803 г. «Иконологии объясненной лицами» [39]. Особые справочники были посвящены мифологии и мифологическим сюжетам в искусстве: П. Помей «Храм всеобщего баснословия» (1785) [130], «История о богах и баснословных героях» И. Ювенция в переводе П. Нечаева (1789) [43]. Наконец, особое значение для русских художников имела уже упоминавшаяся книга А. А. Писарева «Предметы для художников, избранные из российской истории», в которой русская литература XVIII столетия была рассмотрена с точки зрения
национальных сюжетов [94].
Некоторые сведения о символике и атрибутике в произведениях русского искусства XVIII в. приводятся в каталоге выставки «Античная мифология в петровскую эпоху» (ГЭ, 1988) [5], а также в статье А. А. Александровой «Справочники символики, применяемой в произведениях изобразительного искусства» (1987) [2]. Правда, собственно библиографии иконологий, которая могла бы стать пособием для исследователей, последняя работа не содержит. Из современных справочников наиболее полным и удобным в пользовании является «Словарь сюжетов и символов в искусстве» Д. Холла (1980) [159].
Отдельный, хотя и небольшой, ряд публикаций посвящен серии рельефов льежского скульптора А. Мелотта, украшавших во дворце стены Лакового зала. В статье 3. Зарецкой (1971) дано описание произведений, хранящихся ныне в ГЭ [37]. В основном же, обстоятельства создания рельефов и их появления в России представлены в статьях Ж. Филиппа (1968, 1971) [175], [176].
Ранний период истории Мраморного дворца хорошо освещена в документах. Имеются счетные книги строительства здания, в которых отмечены все выплаты, производившиеся мастерам и художникам, участвовавшим в строительстве и создании убранства дворца. Погодовые счетные книги за 1768 - 1777 гг. и за 1781 - 1782 гг. находятся в РГАДА (Москва) [195], счета за последний год строительства, 1785-й - в РГИА (С.-Петербург)1. Книг за 1778 - 1780 и 1783 - 1784 гг. не обнаружил в свое время и
В. Орлов, первый исследователь дворца. Возможно, не все из этих книг утеряны, за ряд лет сводных отчетных ведомостей могли просто не составлять, ограничившись краткими финансовыми отчетами (они содержатся в рапортах строителя дворца М. Мордвинова). Важным дополнением к счетам являются рапорты М. Мордвинова и Ф. Буксгевдена о ходе работ во дворце. В них, в частности, содержатся сведения о работах Шубина и Козловского, о создании фарфорового декора парадной столовой. Некоторые сведения, впрочем весьма краткие, приведены в именных указах Екатерины II.
- Київ+380960830922