Ви є тут

Принципы типологизации русских православных крестов

Автор: 
Антипина Дарья Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
230
Артикул:
172245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................. 4
Глава 1. Типологический метод в ставрографни......................... 13
1.1. Символика креста в мировой культуре............................. 13
1.2. Опыт типологизации в отечественной ставрографни................. 48
1.3. Структура знака креста в христианской культуре.................. 66
Глава 2. Структурно-функциональная типологизация знака креста.................................................................. 86
2.1. Крест и храм.................................................... 86
2.2. Крест вне храма................................................ 117
3.3. Крест и человек................................................ 124
Глава 3« Иконографический принцип типологизации русских православных крестов..........................................................134
3.1 Основные элементы иконографии креста и их символический смысл................................................................134
3.2 Главные типы напрестольных и намогильных русских православных крестов.................................................................159
3.3 Иконографическая типология нательных крестов Х-ХХ вв.............180
Заключение.......................................................... 202
Библиография........................................................ 204
Приложения. Том 2.
Приложение №1 к главе 1,1.1 «Символика креста в мировой культуре» 2
Приложение №2 к главе 2 «Структурно-функциональная типологизация знака
креста».............................................................. 11
Таблица №1 .Структурно-функциональный принцип типологизации крестов 12 Приложение №3 к главе 3, 3.2 «Главные типы напрестольных и намогильных
русских православных крестов»........................................ 25
Таблица №2. Иконографический принцип типологизации крестов........... 26
Типология напрестольных крестов...................................... 27
Типология намогильных крестов........................................ 66
Приложение №4 к главе 3, 3.3 «Иконографическая топология нательных кре
стов Х-ХХ вв............................................................133
Типология нательных крестов.............................................134
%
3
почитали финикийцы и древние римляне, на одной из дошедших до нас монет изображена стоящей в храме и опирающейся на длинный жезл, оканчивающийся крестом, обозначающим божественную царскую власть.41 В Египте - одной из самых древних цивилизаций - знак анх, крест с петлей, являлся атрибутом богини Изиды (жены Осириса, матери Гора), олицетворявшей супружескую верность, материнство, плодородие, богини воды и ветра, волшебства, мореплавания, а также охранительницы умерших. Она изображалась с анхом в руке, обозначающим нильский ключ Изиды, которым, по египетским мистическим представлениям, она закрывала и открывала лоно природы.42 Крест-анх, часто встречающийся в рельефах, являлся атрибутом и других богов: Сераписа (культ введен в эллинистическом Египте в IV в. до н.э.), Канопуса, Гора. Такой же крест был в руках жреца Аменхотепа IV с женой и в религиозных сценах усыпальниц Эль-Телля. Встречаются в древнем Египте и четырехконечные кресты, например, их шесть на груди верховного жреца из Мемфиса.43
Четырехконечный крест являлся символом правоверия в буддизме, символом самого Будды.44 Разновидность креста - свастика - присутствовала на статуе Будды из Парижского музея Гимэ. На развалинах Индостана была найдена индийская медаль, принадлежавшая династии Птолемеев, правившей в 1 в. н.э., с крестом и надписью на оборотной стороне «Птолемей - Спаситель Египта» (рис. 8).
В древнеримской культуре на медалях правителей и в изображениях богов кресты употреблялись в значении божественной и императорской власти. Например, на сардской медали изображена Деметра с рогом изобилия и веслом в виде креста, Минерва изображалась с крестом на шее,45 Диана Эфесская с Фортуной и веслом в виде креста,46 Боги Юпитер, Аксур, Всйовис изобража-
41 Нскхардт А. А...С. 17.
42 Ансот, епископ...С. 33.
43 Ив лиев Ф. Происхождение креста. (Историко-этнографический очерк). - М: Отдел Изд-ва и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К.ДД919.
44 Там же...С. 20.
45 Там же...С. 40.
46 Там же...С. 40.
22
лись со скипетрами с крестами,47 бог Солнца Таммуз и бог виноградной лозы Бахус изображались с крестами.48 Употреблялся он на монетах верховных властителей - Цезаря, Антония, Веспасиана, Траяна, на медалях Лагидов, супруги Птолемея III.49 В Китае крест на шаре был знаком власти. Как знак бога тибетский народ памады носил татуированный крест на подбородке и на ногах.50 В Мексике кресты, изображенные в руках богов ветра и дождя Кетцалькоатля и Тлалока, обозначали силу, творчество и власть,51
Часто в древних цивилизациях крест обозначал бессмертие и вечную
- жизнь. В Месопотамии на том месте, где 3000 лет назад находился город Каль-ху, при раскопках знаменитого храма Нин-Урт был отрыт каменный столб с высеченным на нем изображением ассирийского царя Шамши-Адада (824-812 гг. до н.э.) (рис. 9), на груди которого высечен четырехконечный крест. Он выступал в качестве символа вечной жизни и амулета, предохраняющего от всякого зла. Символом бессмертия являлся крест, изображенный в росписи стен египетских гробниц, где бог Шу с несколькими крестами-анх на одежде поддерживает богиню Нут, а рядом боги, сидящие в солнечной ладье, держат крест. Бог Осирис, владыка подземного Царства, также изображен с крестом.52 Вероятно, то же значение имеют кресты, изображенные на золотой пекторали фараона Аменемхета III, умершего в 1800 г. до н.э. Его держит в когтях священный коршун, который охраняет фараона, изображенного победителем, убивающим поверженного врага. Крест имеет охранительное значение.53 С крестом изображена богиня истины Маат (рис. 10). Вероятно, значение вечной жизни
’ч
имели кресты на могилах Новой Зеландии и Полинезии. Известный путешественник Джеймс Кук был поражен обычаем туземцев Новой Зеландии ставить на
47 Происхождение креста. Сб. статей. ~ М.: Атеист, 1927. - С. 40.
4Чам же...С. 78.
49 Там же...С. 43,77.
50 Талі же ...С 66.
51 НейхардтА. А...С. 11.
52Там же...С. 14.
53Там же...С. 15.
23