Ви є тут

Керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития

Автор: 
Дрёмина Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172150
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание работы
Введение................................................... 2
Глава 1. Архитектурный образ первых линий метро.
Первые опыты по применению керамики в 30-е годы........... 11
Глава 2. Пространственно-планировочные особенности архитектуры
станций 40 - 50-х годов. Типология, тематика и художественные особенности керамического декора........... 50
Глава 3. Рационализм и типовой метод проектирования станций
метро 2-ой половины 50 - 70-х годов. Место и роль керамического декора в их архитектуре..................... 99
Глава 4. Керамика в архитекту ре метро в 1980 - 2000-й годы 113
Заключение............................................... 154
Примечания................................................158
Библиография............................................. 161
1
Введение
Керамика относится к числу наиболее экономичных и перспективных материалов, имеющих многофункциональное использование в архитектуре. В условиях интенсивного строительства метрополитена особую остроту приобретают вопросы применения художественной керамики и произведений на основе керамики в интерьере метро, как одного из средств формирования эстетической среды.
В ходе исследования художественной керамики возникла необходимость рассмотрения её как одного из средств архитектурно-художественной выразительности подземного пространства, участвующего в развитии новых форм синтеза искусств. Обладая специфическими качествами, керамика имеет разностороннее использование в интерьере метро:
- плитка для облицовки стен и покрытия пола
- монументально-декоративная роспись на керамической основе
- скульптурная керамика - рельеф и круглая скульптура
- архитектурные детали
Проблема использования керамики заключается в целесообразности применения того или иного вида этого материала при создании произведений монументально-декоративного искусства. Никакой другой искусственный материал не имеет такого широкого спектра декоративных возможностей, поэтому поиск новых принципов художественного воздействия, органичных современной архитектуре, становится жизненно важным требованием. Традиционная архитектурная керамика: изразцы, фигурные и
орнаментальные рельефы, роспись, детали ордера, имеющие богатейшую историю использования в архитектуре общественных зданий, обретают в современных подземных интерьерах новый функциональный смысл, иную эстетическую ценность.
Новые принципы формообразования обогатили и расширили выразительные возможности керамики, области использования которой в
тектонике могут быть выражены усилие, с которым опоры преодолевают тяжесть, или эффект преодолённое™ тяжести перекрытий; планировка может удачно направлять движение потоков пассажиров или, наоборот, заставлять их сталкиваться друг с другом. Но основные свойства и тектоники, и планировки при всех обстоятельствах остаются устойчивыми и непоколебимыми. В соответствии с ними развиваются композиция станций метро, формообразование их архитектуры, не имеющие себе аналогий в других отраслях архитектуры. Более того, и то и другое не оказано заметного воздействия на другие виды архитектурной деятельности. В гораздо большей мере архитектура метро вбирала в себя тенденции, возникавшие за её пределами, преломляя их словно бы через увеличительное стекло».4
В проектировании метрополитена принимали участие не только архитекторы, но и художники, скульпторы. Это сотрудничество оказалось чрезвычайно плодотворным. Результатом явилось создание удивительных подземных ансамблей, поражающих неповторимостью образов и органичным единением достижений инженерной мысли и художественного творчества. И хотя объём выполненных монументальных работ первоначально был относительно невелик, сооружения первой очереди оказались по-настоящему новаторскими, став значительным явлением в развитии метростроения во всём мире, а для москвичей - исполнением мечты о быстром улучшении жизни.
Курс на широкое применение изобразительного искусства в архитектуре был заложен ещё в самом начале 30-х годов в декларации ВОПРА -Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов, где говорилось о лидирующей роли архитектуры по отношению к другим пространственным искусствам и необходимости использования изобразительного искусства в оформлении архитектуры. A.B. Щуссв также высказывался о необходимости украшешш архитектуры, чтобы сделать изобразительное искусство доступным для широких масс, и, наоборот, посредством привлечения живописцев и скульпторов, сделать архитектуру более понятной массам.
14
Среди станций первой очереди выделяется станция мелкого заложения «Комсомольская» (арх. Д.ГІ. Чечулин), главной достопримечательностью которой является огромное керамическое панно «Проходка шахты», выполненное по проекту Е.Е. Лансере и расположенное на стене аванзала. Новаторское решение было предложено и в конструкции станции: двойной ряд колонн на платформе дополнен галереями над путями, зрительно расширяющими пространство и создающими дополнительные проходы в «часы пик».
Начиная со второй очереди, пущенной в 1937 - 1938 гг., усиливается тенденция к индивидуализации облика отдельных станций. При этом архитектура отходит от принципа цельности объёмно-пространственной среды. И хотя станции становятся шире и выше, ощущение тесноты обостряется. Возникает противостояние масс и пространств. Каждая архитектурная часть стремится к обособлению и самоценности. Значение пространственной доминанты приобретает наименее функциональный центральный зал с иерархией ордерных элементов в виде мощного карниза и вертикали пилона с полуколоннами либо нишами. Самостоятельную роль теперь играют не только крупные архитектурные членения, но и вентиляционные решётки, арматура светильников, скульптурная декорация. Идёт поиск наиболее выразительных отделочных материалов, проводятся эксперименты с облицовочным камнем - подсвеченный изнутри оникс на станции «Динамо», металлом - архивольты арок на «Маяковской», керамикой - капители на «Киевской».
Созданные на основе уже использованных приёмов, новые станции оказались интереснее по пространственно-конструктивной схеме. Среди них - «Маяковская» (арх. А.Н. Душкин) - станция глубокого заложения, впервые решенная как зальная, отличалась новаторством отделки, с использованием нержавеющей стали на изящных колоннах и мозаичными плафонами в центральном нефе, выполненными по рисункам A.A. Дейнеки.
15