Ви є тут

Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничества

Автор: 
Ветохин Евгений Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
274
Артикул:
172148
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..........................................................3
1. Формирование региональной художественной жизни Сибири в условиях становления и развития общественно-политических и культурно-идеологических движений................................ 18
1.1 Особенности развития художественной жизни Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв...........................................18
1.2 Сибирское областническое движение как разновидность общественных движений в России середины XIX - начала XX вв...............................................................32
1.3 Мировоззренческая платформа и идейные истоки сибирского областничества....................................................40
1.4 Научно-публицистическая деятельность сибирских областников и ее влияние на художественную жизнь региона.......................62
2. Развитие художественной жизни региона иод влиянием сибирского областничества........................................81
2.1 Синтез деятельности художественной интеллигенции Сибири и сибирских областников............................................81
2.2 Проникновение идеологии и мировоззрения сибирских областников в художественную жизнь Алтая........................109
2.3 Современные взгляды на проблему влияния сибирского
областничества на сибирскую художественную жизнь................135
Заключение......................................................147
Список источников и литературы Приложения.......................
150
173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется пристальным вниманием к региональной культуре. Из всех региональных вариантов культур самой противоречивой, загадочной, и в тоже время оригинальной является культура народов Сибири. Художественная жизнь Сибири XIX - начала XX вв. развивалась под влиянием определенных общественных движений, деятельность которых имела значение для многих сторон жизни сибирского общества, в том числе и для сохранения и развития национальных и самобытных культур данного региона. Это было время, когда о Сибири стали говорить в русском обществе и зарубежных источниках как о суровом и в тоже время богатом крае, где человек мало чем выделялся из природы, материальная и духовная жизнь которых заслуживает большего внимания и участия со стороны общемировых культурных процессов.
В современном обществе, где проблема духовной и экологической безопасности стоит особенно остро, мы можем наблюдать схожие процессы. Прежде всего следует отметить мировую тенденцию культурного слияния, интеграцию народов, которые связаны между собой близкими культурноэтническими, гео!рафическими, историческими связями и традициями. В связи с этим снова становятся актуальными идеи исторического прошлого.
Примером такого взаимодействия и единения не только как человека с обществом, социумом, но и как человека с природой может послужить Сибирь. Основы такого единения необходимо искать в истоках культуры своего народа, его искусства, быта. Только так сегодня, по мнению многих исследователей, можно уберечься от духовной и экологической катастрофы.
В этом смысле нуждаются в более глубоком и внимательном изучении исторические процессы Сибири, особенно развитие художественной жизни в период со второй половины XIX — начала XX вв. Художественная жизнь Сибири этого периода развивалась под влиянием общественного движения
26
сибиряков, при этом особо ярко, выражаясь в стремлении к знаниям, образованию и искусству. Становление художественной среды, в первую очередь, было связано со строительством народных домов, школ, библиотек, театров, появлением газет и возникновением частных коллекций.
Эстетические взгляды Н. Чернышевского, основанные на принципах реалистического искусства, оказывали существенное влияние на литературу, музыку, живопись. Лишь отсутствие культурно-просветительских центров и интеллигенции в первой половине XIX в. тормозило развитие художественных процессов в Сибири. В этот период Сибирь своих художников почти не имела, их заменяли выпускники Академии художеств, которые и способствовали решению социально-эстетических задач в изобразительном искусстве Сибири.
Значительное влияние на развитие художественной жизни оказывало также переселение, превратившееся в конце XIX в. практически в неуправляемый поток. «Переселенцы из различных регионов России, осваивавшие новые земли, приносили с собой традиции собственной культуры» [245, С. 110]. Возникали ситуации, когда в одном поселении проживали народы разных культур, традиций, уклада жизни.
Переселенческий процесс сопровождался ростом населения «с 1,1 до 5,8 (1897) и 11,0 млн. чел (1916)» [134, С. 88], что сказывалось и на составе социальных групп. В период с 1897 по 1917 гг. численность «работников умственного труда» увеличилась с 35,3 тыс. до 100 тыс. чел. [134, С. 88].
Взаимодействие различных культур обеспечивало не только обмен в области художественных традиций, быта, но и порождало создание новых художественных форм, новых направлений в искусстве. Определенное влияние оказала и восточная культура, которая была близка сибирякам не только географически, но и на уровне инстинктов. Почти в каждом сибирском доме можно было найти китайские статуэтки, изделия из фарфора. Такой многосторонний характер взаимодействия различных культур позволял
27
компенсировать отсутствие культурно-образовательного слоя в сибирском обществе.
Таким образом, процесс формирования художественной среды сибирского общества был многосторонен и соединял в себе элементы различных типов культур.
Как мы уже говорили, художественная жизнь общества тесно связана с экономическими и политическими процессами. Экономика Сибири в конце XIX века была представлена в основном деятельностью купечества, которое «наращивая свою экономическую силу, повышая образовательный статус..., начинает определять стиль жизни города, оттесняя на второй план чиновников» [134, С. 90].
Особенность сибирского общества была в том, что в нем отсутствовало дворянское сословие, и чиновников, владеющих землей, было мало, поэтому часто чиновник и купец составляли основу интеллигенции Сибири. Лишь в начале XX в. сформировавшаяся интеллигенция из народничества стала играть ведущую роль в культурной жизни сибирского общества и оказывать влияние на другие сферы жизни.
Дефицит культурно-просветительских учреждений в Сибири способствовал направлению основных сил интеллигенции на организацию культурных центров: библиотек, школ, выставочных залов, народных домов. Такие призывы находили понимание среди большинства сибирского населения. Купцы жертвовали большие деньги на строительство учебных заведений, библиотек, больниц, приютов, открывали музеи, финансировали научные экспедиции по этнографии и археологии.
Одними из первых организаторов развития художественной жизни Сибири второй половины XIX в. стали представители и сторонники сибирского областничества. Это A.B. Анохин, Т.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, A.B. Адрианов. Участвуя непосредственно в развитии художественной жизни сибирского общества, они фиксировали эти события, организовывали