Ви є тут

Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной живописи конца XVIII - первой четверти XIX века

Автор: 
Ракина, Варвара Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172343
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.........................................................3
Глава 1. История изучения жизни и творчества Николая Аргунова....7 Глава 2. Новые документальные данные о Николае Аргунове
(обзор основных источников).....................................29
Глава 3. Ранний период творчества. 1788-1802....................39
Глава 4. 1803 -1809. Кризис.....................................84
Глава 5. 1809-1828. Академик Николай Аргунов...................117
Заключение.....................................................140
Библиография................................................... 145
Список сокращений, используемых в тексте.......................153
Введение
Фигура живописца Николая Аргунова уже два столетия выступает на периферии славы его отца, Ивана Аргунова, одного из известнейших портретистов XVIII века. Их произведения путают в провинциальных музеях и поныне; дополнительную сложность создает существование еще одного представителя художественной фамилии, тоже портретиста, Якова Аргунова, младшего брата Николая. Со временем художественное наследие Ивана Петровича Аргунова в целом определилось; творческое лицо Николая Ивановича постепенно проясняется; о жизни и творчестве Якова очень мало известно до сих пор.
Судьба распорядилась так, что имена всех троих неизменно сопровождаются эпитетом «крепостной художник», несущим некий снисходительно-уничижительный оттенок. Между тем их творческое наследие не требует никакой снисходительности: и Иван, и оба его сына были портретистами высокого уровня, обладавшими выраженной художественной индивидуальностью. Однако их место в истории русского искусства было разным. Если Иван, вступивший на художественную сцену в середине XVIII века, стал одним из основоположников портретного жанра в России, то его сын и ученик Николай, пора наибольшей творческой активности которого пришлась на 1790 - 1810-е годы, начал художественную карьеру, когда портретный жанр в России достиг своего расцвета. В Петербурге и Москве работали крупнейшие русские мастера; в то же время неспокойная обстановка в Европе, вызванная событиями французской революции, толкала в Россию иностранных портретистов самого разного уровня, надеявшихся обрести здесь заказы, деньги и славу.
Положение «домового живописца» избавляло Николая Аргунова от прямой конкуренции с ними, но одновременно требовало от художника универсального мастерства: его владелец, граф Николай Петрович
14
источниками в части их интерпретации, приводившее иногда к курьезным результатам. Так, например, более чем на полвека в круг произведений художника попала картина «Старик в шубе» из собрания Останкинского музея (Инв. Ж-26), представляющая собой копию или авторское повторение с оригинала работы неизвестного голландского художника XVII века круга Рембрандта, хранящегося в Бостонском музее изящных искусств и долгое время носившего название «Портрет отца Рембрандта». Бостонский оригинал в разное время приписывался кисти Рембрандта и С.Конинка, однако позднее их авторство было отвергнуто, как и определение персонажа. Скорее всего, основанием для атрибуции останкинской картины Аргунову послужили архивные документы1, свидетельствующие, что в 1799 году им была исполнена копия картины Рембрандта «Портрет старушки с очками в руках» (ГЭ, ннв.759), который в то время считался портретом матери художника. Из этого факта был сделан оригинальный, но необоснованный вывод: если Аргунов копировал портрет матери Рембрандта, то мог скопировать и портрет отца. Кстати, ради этой версии пришлось ишрешить против истины и в указании материала основы - останкинская картина написана на дереве, но поскольку Аргунов никогда не писал на дереве, в каталоге в качестве основы указан холст. Подобным же образом среди картин Останкинской коллекции были «выявлены» еще две картины, не имеющие отношения к творчеству Аргунова, но надолго вошедшие в число его работ благодаря каталогу и статье Костиковой («Апиа-Пророчица и Богоматерь», Инв. Ж-49, и «Поклонение волхвов», Инв. Ж-51).
Тем не менее, необходимо отметить (с учетом поправки на господствовавшие идеологические установки) справедливость впервые подчеркнутой Костиковой неоднородности живописного наследия художника, кардинального изменения характера подхода к изображению модели, образа и средств художественной
1 ГП1А. Ф.1088,оп.12, д.115, л.8; там же, оп. 3, д.171, л.36 об.
15
выразительности в портретах 1810-1820-х годов. Верно подмеченное изменение в этот период круга портретируемых она связывает с тем, что вместе с личной свободой Аргунов получил «свободу творить», а обусловленный в основном социальными причинами выбор моделей - со «свободным выбором художника-демократа». (Впрочем, некоторые тут же сделанные автором оговорки - «в его творчестве ярко обнаруживается борьба новых художественных принципов со старыми» - позволяют думать, что в целом Костикова достаточно адекватно оценивала смысл и характер очевидного перелома в образном и живописно-пластическом мышлении художника в поздний период.)
Подытоживая вклад Н.Р.Костиковой в изучение творчества
Н.Аргунова, необходимо отметить, что именно благодаря ей фигура портретиста обрела заслуженное место на горизонте русского искусства рубежа ХУШ-Х1Х веков, и уже в изданных в 1961-1963 гг. томах монументальной Истории русского искусства под редакцией И.Э.Грабаря, посвященных искусству этого времени, творчество художника рассматривается в статьях, написанных А.Н.Савиновым1 и им же в соавторстве с Н.Н.Коваленской2 как заметное и самостоятельное художественное явление. Впрочем, точно подметив резкое противоречие между классическим каноном формы и прозаическим протоколизмом образного содержания поздних аргуновских портретов, то есть тот основной художественный конфликт, выхода из которого так и не смог найти художник, авторы снисходительно реабилитируют его, позволяя занять «свое скромное место в развитии реалистического портрета».
1 Савинов II.A. С.С.Щукин и портретисты 1790-х годов // История русского искусства. М., 1961. Т.7. С. 143-161
2 Савинов H.A. Коваленская H.II. В.А.Тропишш и портретисты начала XIX века. // История русского искусства. М., 1963. Т.8. Кн. 1. С. 514-562