Ви є тут

Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции

Автор: 
Неволина Екатерина Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172399
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Готнчсская скульптура в культовых интерьерах Франции.
Вступление -I
Глава I. Сложение готического стиля во Франции
1. Основные этапы развития культовой архитектуры
1.1 Романский период - 7
1.2 Готический период -10
2. Истоки готической скульптуры
2.1 Основные скульптурные школы -14
2.2 Капители романского периода -2 8
3. Заключение -34
Глава II. Готическая скульптура в интерьерах культовых
построек Франции
1. Скульптура 1150-1280 годов. Ранняя готика
1.1 Скульптура основных кафедральных соборов Франции -36
1.2 Композиционные особенности и сюжеты монументально-декоративной скульптуры -56
1.3 Заключение -73
2. Скульптура 1280-1400 годов. Высокая готика
2.1 Композиционные особенности и сюжеты монументально-декоратиеной скульптуры -76
2.2 Скульптурная программа частных капелл -96
2.3 Гробницы и надгробные изображения -99
2.4 Персоналии скульпторов -107
2.5 Заключение -111
3. Скульптура 1400-1530 годов. Пламенеющая готика
3.1 Композиционные особенности и сюжеты монументально-
декоративной скульптуры -113
3.2Гробницы и надгробные изображения -140
3.3 Персоналии скульпторов -146
3 .4.Заключение -149
4. Тенденции развития формообразования скульптурных произведений в готический период во Франции
4.1 Развитие скульптурного формообразования -152 на протяжении готического периода во Франции
4.2 Приемы и характер стилизации при построении образа
в скульптурной пластике в готический период -160
4.3 Заключение -166
Глава III. Синтез скульптуры и архитектуры в интерьерах готических соборов Франции.
1. Эволюция композиционных приемов и художественных средств взаимосвязи архитектуры и скульптуры
в готических культовых интерьерах -168
2. Место скульптуры в готическом соборе
2.1 Локализация скульптуры в готическом соборе -172
2.2 Эволюция роли и места скульптуры
в готическом соборе -181
3. Общие приемы и различия в решениях экстерьерной и интерьерной скульптурной
программы соборов -183
4. Заключение -188
Заключение
-191
рост влияния, оказываемого на юго-запад Франции школами Пуату, и ориентиры мастеров Лангедока на работы скульптурных мастерских Аквитании.
Скульптура Бургундии.
Одной из основных школ Франции являлась бургундская школа, во многом повлиявшая на сложение пластики юго-западного региона. Безусловно, хрестоматийным примером в вопросе изучения стилистического и хронологического развития скульптурной программы Бургундии является капители деамбулатория церкви аббатства Юпони и обхода хора. Дошедшие до нас фрагмсіпьі трегьей по счету церкви в Клюни23 позволили воссоздать ее первоначальный план и частично реконструировать скульптурные включения. Сохранившиеся восемь капіггелей хора датируются периодом с 1088 по 1095 год, капители центрального нефа более поздние. Их примерная дата исполнения — 1125 год24, время правления Пьера ле Венерабль. Капители с растительным декором, по-видимому, чередовались в деамбулатории с капителями, орнаментированными фигуративными сюжетами.25
Персонажи по углам и в центре капителей, окруженные богатым растительным декором, наполнены символизмом26, “Добродетели”, “Музыкальные тона”, “Времена года”, “Райские реки”, “Жертвоприношение Авраама”, “Адам и Ева” - таковы их сюжеты. На них сохранились следы полихромии. Во многих фигурах присутствует элемент, типичный для романской иконографии, - нижней части тел придан момент “вывернутости” бедер, вследствие чего, не ясной остается поза, в которой находиться изображение: анфас или профиль. Райская листва27 из капители “Райские реки” наполнена жизнью и движением; ее сочные листья выходят за границу капители на абаку. Речной поток, обвивающий фигуру Еву, направлен вверх. Фигура стилизована, отсутствие детальной проработки позволяет воспринимать ее локальным силуэтом на фоне вихревого водного потока и разнонаправленного лиственного орнамента.
20
Капители, в основном, декорированы античным акантом. Лист везде решен цельно, без разрезов, но по всей поверхности листа скульптор пускает ряд углублений в виде своеобразных нервюр. Этот прием придает стилизованному листу помимо объема долю натурализма. Впервые в романский период именно на капителях церкви аббатства Юпони появляется изображение целого дерева. Это стилизованная яблоня, вокруг которой обвился змей, из рельефа с Адамом и Евой. Также здесь появляются деревья, напоминающие стилизованные пальмы, и вовсе уж сказочные деревца, с диковинными плодами и листьями. Часто на капителях из Клюни встречаются мотивы розанов и флеронов. Стилизованный плод, встречающийся на многих капителях, напоминает одновременно плод ананаса и початок кукурузы.28 Изображенная растительность пока далека от натуры. В ней чувствуется настойчивый поиск, как сюжета, так и формы, линии. Тем не менее, она лишена схематичности и наполнена жизнью и движением.
Другим известным примером из этого региона служит собор Сен-Лазар (БатЫ^агаге) в Отэне (Аишп).29 На примере дошедших до нас образцов романской пластики из этого собора можно проследить большую обобщенность форм и целостность композиции, присущую бургундской школе, по сравнению с другими регионами. Многие капители собора Сен-Лазар, например, с изображением Марии-Магдалины и со сценами, повествующими о мучениях св. Этьена - принадлежат руке одного мастера. В то время как, капители с сюжетами Рождества и с изображением св. Даниила несут следы коллективной работы и атрибутируются как продукция скульптурной мастерской.
В соборе в Везлэ при изучении скулыггурной программы создается впечатление, что каждый мастер специализировался и выполнял какой-то один сюжет. Капители с различными изобразительными программами отличаются по характеру исполнения и формообразования, в то время как сходные сюжеты несут одни и те же приемы моделировки и технические методы работы.
21