2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1 ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ.....................................13
1.1 Теоретические основы формирования понятия «архетип».13
1.2 Мифология, как особый тип мышления..................35
1.3 Образ и символ - основные элементы конструирования реальности в искусстве..........................................54
ГЛАВА 2 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ ИСКУССТВА АЛТАЯ 74
2.1 Основные концептуальные подходы к исследованию знаково-символической природы культурных феноменов.74
2.2 Формирование первообразов на основе мифов и легенд Алтая 85
2.3 Проявление архетипических мотивов в изобразительном искусстве XX века...........................................102
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ
И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ
РУБЕЖА ХХ-ХХ1 СТОЛЕТИЙ....................................123
3.1 Разнообразие стилей и направлений - характерная черта живописи алтайских художников на рубеже ХХ-ХХ1 веков.......123
3.2 Петроглифы Алтая и прилегающих территорий - источник символов, образов, знаков для творчества живописцев Алтая...138
3.3 Архетипические мотивы и мифологические образы в творчестве художников Алтая рубежа ХХ-ХХ1 веков..............154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................178
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ................................181
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 182
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ........................................196
ИЛЛЮСТРАЦИИ.............................................205
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................217
3
ВВЕДЕНИЕ
Исследования архетипических мотивов в современной живописи Алтая имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия. Посредством мифологических образов, наскальных изображений, сюжетов декоративно-прикладного искусства древних художник современности постигает закономерности окружающего мира, составляющие культуру человечества. При этом формируется особая эстетическая реальность в изображении архетипических мотивов современным языком, состоящим из эклектики прошлого и настоящего. Активное продолжение исследования этнокультурных архетипов в живописи Алтая является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры. Обращение к архетипам связано с поиском постоянно существующего, целого, неделимого. Технические науки до сих пор не прекращают поиски основы основ, того, из чего состоит мир. Художники, в свою очередь, обращают внимание на психологический опыт человечества, который нельзя разделить, он общий для всех, и который, как писал Платон, «мы только припоминаем». Основные первые моменты осознания мира модифицируются в архетипы, которые как базисные элементы находятся в человеке. Художник, раскрывая их, позволяет зрителю обратиться к истокам и пересмотреть истины с архаической точки зрения. Художник творит, не только размышляя о строении мира, но и созидая художественный образ в цвете, фактуре, ритме движения или статического безмолвия.
Архетип как универсальный символ может по-разному интерпретироваться в различных условиях, не теряя при этом своего основного звучания. Поиск и первичное описание ведущих архетипов, первообразов эпохи - задача не только философии, культурологии, но и искусствознания. Поэтому представляется актуальным выявить особенности
24
группировки ионов и молекул, что сравнимо с сочетанием символов, образов и знаков в формировании художественного произведения. Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное, как предопределенная способность, возможность представления, данная в априори. По наследству передаются не представления как таковые, а только их формы, и в этом отношении они в любом случае соответствую! инстинктам, тоже определенным лишь формально. Что касаеюя определенности формы, сравнение с кристаллом является ярким примером, поскольку осевая система определяет только аереометрическую, а не конкретную форму отдельного кристалла. Кристалл может быть любого размера, может изменяться до бесконечности в зависимости от изменения размеров граней или из-за сращивания двух кристаллов. Единственное, что всегда остается неизменным, - это осевая система, а точнее, неизменяемые геометрические пропорции, составляющие ее основу. Это же справедливо и в отношении архетипа [159, С. 215]. «Идеи, которые пленяют людей и которые они считают истинными, рождаююя вне времени, из того, что существует вечно, из материнской душевной нраосновы, сквозь которую эфемерный дух отдельного человека прорастае! словно растение, цветет, плодоносит и дает семена, увядает и гибнет» [154, С. 6].
Обращаясь к понятию «душа», Юнг придает ей психическую целостность, включающую в себя сознание и бессознательное. Бессознательное есть чисто природный, автоматически целесообразный процесс, который действует внутри психики как энергия, имеющая символические формы выражения. Юнг выделяет архетипы коллективного бессознательного, трансцендентные по отношению к сознанию реальности, которые «выступают в виде мифологических образов», архетипы - это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества [160,С. 494].
Юнг вывел собственный метод «реконарукции» первоначальной и наиболее древней «подосновы» нашей психики. Архетипы определяют нашу
25
психику не прямо, а косвенно, посредством повторяющихся символов, с помощью этих символов архетипы действуют на человека нуминозным, зачаровывающим образом. Слово «нуминозное» Юнг использует как «божество». Сила и мощь архетипа, считал Юнг, связана с тем, что в нем собран опыт древнего человека по восприятию, переживанию и ориентации в мире. Это основа, сформировавшаяся за долгие годы существования человеческой культуры коллекишного психического опыта и внедренная в бессознательный мир каждого индивида. «Безмерное древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих», -полагает Юнг. Коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается но наследс1ву биологическим путем. При этом архетипы коллективною бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образа а или символам. Архетип - это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тягоюние» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предмешости, образ же всегда предметен. Архетип - это психический смысл в чисюм виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь коллективного бессознательною [119]. Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, архетипы, или доминаты. Это господствующие силы, боги, т. е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последоьа 1 ельность образов, все вновь и вновь переживаемых душой. Поскол жу эти образы являются относительно верными отражениями психических собыпш, их архетипы, т.е. их основные черты, выделенные в процессе накопления однородного опыта, соответствуют также опреде илным всеобщим физическим основным чертам. Поэтому возможно перенесение архешпических образов
- Київ+380960830922