Ви є тут

Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века

Автор: 
Голубева Ольга Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172324
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Структура диссертации
Введение.
Глава I.
Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма (Николаевская псевдоготика 1820-1850-е годы).
І.І. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом интерьере эпохи романтизма.
1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII-начала XIX веков.
2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX века.
1.11. Памятники Петербургского региона.
1. Псевдоготические постройки императорской семьи.
2. Готические мотивы в жилых интерьерах привилегированных слоев общества и буржуазии.
1.111. Памятники Московского региона.
I.IV. Основные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров эпохи романтизма.
Глава II.
Готические мотивы в русском жилом интерьере историзма (1860-х -начала 1890-х годов).
ІІЛ. Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере 1860-х начала 1890-х годов в контексте «научных» поисков историзма.
11.11. Новое в тенденциях оформления жилых псевдоготических интерьеров историзма.
11.111. Памятники Петербурга.
1. Готические мотивы в интерьерах великокняжеских дворцов.
2. Готические мотивы в творчестве А.Ф. Красовского.
1
II.IV. Памятники Московского региона.
1. Готические мотивы в жилых интерьерах, созданных Л.С. Каминским.
2. «Средневековье» в творчестве П.С. Бойцова.
II.V. Наиболее характерные приемы оформления жилых
псевдоготических интерьеров, созданных в период с 1860-х но начало 1890-х годов.
Глава III.
Готические мотивы в русском жилом интерьере раннего модерна (коке:* 1890-х годов).
III.І. Готические мотивы в творчестве Ф.О. Шехтеля и его роль в распространении «готики» конца XIX столетия.
III.II. Расцвет готических мотивов в русском жилом интерьере конца XIX века.
ІІІ.ІІІ. Особенности использования готических мотивов в жилых интерьерах конца 1890-х годов.
III.IV. Памятники Москвы.
1. Особняк A.A. Бахрушина.
2. Особняк A.A. Морозова.
3. Особняк С.П. Берга.
4. Особняк Н.Д. Стахеева.
5. Особняк В.А. Балина.
III.V. Петербург. Особняк А.Ф. Кельха.
III.VI. К вопросу о методах проектирования предметов жилого интерьера в творчестве Ф.О. Шехтеля.
III.VII. Наиболее характерные черты жилых интерьеров неоготики конца 1890-х годов.
Заключение.
Библиография.
2
средневековья, обостряя его наиболее яркие черты: пламенную безграничную веру и энтузиазм, объединяющие людей и способные повести на подвиг; культ Богоматери; благородного рыцаря и прекрасной дамы. Примечательно, что этот образ средневековья до сих пор преобладает в умах людей.
Благодатную почву для расцвета искусства романтизма в России подготовила западноевропейская литература и философские трактаты, опережающие другие виды искусства и столь популярные в то время. Именно литературное творчество повлияло на становление предромантических тенденций на рубеже XVIII - XIX веков. В то время стал особо популярен жанр «сентиментального романа», в котором воспевался культ чувств и внутренний мир человека. Широкое распространение получил жанр «готического романа», непременным атрибутом которого были мрачные руины, ночные пейзажи и страшные фамильные тайны. Нередко основную атмосферу и настроение в подобном романе задавали именно архитектурные образы: загадочные средневековые замки, мрачные крепости или аббатства. Однако, это были достаточно вольные фантастические произведения английских писателей, переведенные на русский язык в основном с французских изданий.
Важную роль в формировании представлений о Средних веках сыграл исторический роман, основоположником которого является выдающийся английский писатель - сэр Вальтер Скотт. Он не только задал тон всей последующей литературе этого направления, но и ввел в обиход особые понятия о добре и зле, доблести и коварстве, основанные на эстетических представлениях рыцарского средневековья. Писатель строил сюжетную линию
века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. -М., 1982.-С. 65.)
Особой популярностью у английских архитекторов стали пользоваться нервюрные веерные своды готических соборов и капелл, обладающие декоративной выразительностью. Поскольку подобные своды являлись чисто английским изобретением, используя их, британцы старались подчеркнуть национальный оттенок архитектуры. Мотивы веерных сводов получили развитие в таких прославленных поместьях, как Строуберри Хилл (1748-1757), Эрбари Холл (1765-1788), аббатство Фонтхилл (1796-1818), Итон Холл (1804-1812), усадьбе Эшридж (1808-1820). Изучая и реставрируя собственное средневековое наследие, английские зодчие внесли огромный вклад в процесс развития европейской архи гекгуры.
16
предельно понятно, показывая жизнь ярко и образно, не боясь некоторой идеализации и преувеличения. Современники писали о его романах: «...Он переносит вас посреди происшествий минувших, заставляет вас жить с людьми прошлых веков. Вы видите их в действии, слышите их речи; это не только сходные их подобия; это они сами, с истинным их обликом, одеждою и языком. Он восстанавливает обломки первых зданий, оживляет нравы, обычаи, природу, которую времена или образованность истребили или изменили. Очарование полно без малейшего недостатка, оно есть следствие совокупления таких способностей, которые редко находятся вместе: терпение Ученого, взор Наблюдателя и воображение Поэта»1. Именно «Вальтер Скотт впервые сделал историю предметом искусства»2.
О влиянии великого романиста на формирование увлечения готикой и средневековьем в России красноречиво свидетельствует изречение Н.В. Гоголя: «Могущественным словом Вальтера Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникнул во все. Еще не сделавшись великим, он уже сделался мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, столы, стулья - все обратилось в готическое» . Произведения писателя стали настолько популярными, что их сюжеты использовали в живописи, по ним ставили пьесы. Так, например, на сюжет «Айвенго», начиная с 1826 года, было создано 9 опер. В репертуаре отечественных театров особой популярностью пользовался «Ивангое или возвращение Ричарда Львиное Сердце». Собственный замок Вальтера Скотта - Абботсфорд, перестроенный в 1820-х годах в «средневековом» духе, стал объектом массового паломничества. Восторженные читатели, среди которых были и поклонники из России, приезжали лично засвидетельствовать писателю свое почтение и осмотреть
1 Опыт в романах В. Скотта// Сын отечества. - 1825, № XIX. - С. 367.
2 Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. - М., 1982. - С. 78.
3 Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. 1831. Собрание сочинений, том 6. - М., 1959.-С. 51.
17