Ви є тут

Симметрия в искусстве скифо-сибирского звериного стиля

Автор: 
Фурсикова Евгения Георгиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
172474
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение
Глава 1. История вопроса.
Глава 2. Симметрично развернутые и удвоенные изображения.
Глава 3. Мотивы с центрально-поворотной симметрией.
Глава 4. Орнаментализм, повторы и особенности компоновки изображений в скифо-сибирском зверином стиле.
Глава 5. Традиции симметрии в разных культурах.
Заключение.
Примечания.
Список использованной литературы.
Список иллюстраций.
Иллюстрации.
с. 3-7 с. 8-23
с. 24-57
с. 58-79
с. 80-96
с. 97-120 с. 121-126 с. 127-129 с. 130-138 с. 139-144 с. 146-185
3
Введение
Искусство скифо-сибирского звериного стиля - большая эпоха в истории художественной культуры, объединяющая огромное количество памятников из разных регионов Евразии. Первоначально связанные с областями
Причерноморья и Прикубанья, произведения в зверином стиле были позднее открыты на всей территории степи и лесостепи, вплоть до северных районов Китая. На сегодняшний день искусство, называемое скифо-сибирским звериным стилем, представляет собой довольно пеструю картину, с множеством локальных вариантов, демонстрирующих ярко выраженные региональные черты, следы различных влияний и заимствований. Однако несмотря на подобную пестроту и значительные отличия одной местной вариации от другой, оно не распадается на отдельные, не связанные между собой очаги, а объединяет весь пояс степей в границах единого культурного феномена.
Звериный стиль всегда был предметом пристального внимания исследователей. Но из-за стремительного разрастания материала в результате все новых раскопок, интерес ученых с течением времени фиксировался на отдельных регионах и памятниках. Работы же по скифо-сибирскому искусству, охватывающие все пространство его бытования, носили скорее не аналитический, а описательный характер.
Сейчас это явление вновь требует совокупного рассмотрения, так как при столь внимательном изучении его отдельных вариаций различия выступают более ярко, и постулируемое единство стиля или стилевого направления, как склонны называть его некоторые исследователи1, постепенно бледнеет, поскольку становятся не вполне ясными закономерности, обеспечивающие его целостность. Локальные особенности часто приобретают слишком большое значение и заслоняют собой общность. Во многих работах по вопросам
!Е.Ф. Королькова. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный спил,» скифской эпохи.- СПб., 1996.
13
невозможно, поскольку они связаны с повседневной жизнью весьма специфически и опосредованно.
Кроме трудностей в решении вопроса происхождения искусства кочевников, в его изучении есть еще некоторые сложности. Все наиболее известные работы, посвященные этой теме, принадлежат перу археологов, собственно искусствоведческим анализом до недавнего времени никто не занимался. Несмотря на то, что обе дисциплины оперируют одними и теми же памятниками, археологии не свойствен подход к искусству, как к целостности, поскольку изучение его как такового не входит в задачи данной науки. Отсюда для археологов более значимыми являются датирующие и классифицирующие признаки артефактов (предметов искусства в том числе), в разряд которых входят и стилистические отличия. Поэтому вопросы стиля приобретают характер, подчиненный общим процессам исторической эволюции. На особенный статус этой проблемы в рамках изучения скифской культуры неоднократно обращали внимание разные исследователи, отмечая, что «вопрос о происхождении скифского искусства часто подменялся вопросом о происхождении сюжетной его стороны, появлении той или иной схемы композиции или канонической позы животного... Но кроме того есть проблема стиля, понимаемого как «язык» искусства, как определенное художественное миросозерцание, система «видения», как метод выражения отношения
ЛА
общества к окружающему миру и способ построения и понимания форм» . Практически все ученые, занимавшиеся звериным стилем, отмечали его самобытность, однако не существует четкой совокупности признаков, благодаря которым она бы определялась. Поэтому сейчас, с накоплением несравнимо большего фактического материала, чем в первой половине века, работы, посвященные анализу искусства кочевников на новом уровне, изучению художественных закономерностей, связывающих воедино огромное культурное пространство, имеют большое значение для выяснения этого круга
20 Г. А. Федоров-Давыдов. Ук. соч.- с.17
14
вопросов. Среди них можно назвать публикации Е.Ф. Корольковой21 и работу Е.В. Переводчиковой, посвященную «языку» скифо-сибирского искусства и его специфике на всей территории его бытования.
Однако, по нашему мнению, есть один существенный нюанс в подходе к проблеме на современном уровне. Теории происхождения звериного стиля складывались одновременно с накоплением фактического материала, но в их сохранении определенную роль играет инерция посылок, выдвинутых еще в начале его исследования. Возможно, сейчас более продуктивным будет сосредоточение на самих памятниках с целью выявления системы закономерностей (если таковые имеются) внутри художественной традиции и попытка их объяснения, по отношению к которому поиск потенциального источника будет вторичным. При таком подходе некоторые вопросы заимствования, возможно, отпадут вовсе, если станет ясно, что те или иные чужеродные образы или приемы вообще не могли вписаться в выделенную систему.
Представляется, что одним из ее формообразующих компонентов, помимо особой трактовки образов и предпочтения определенных мотивов, является использование симметрии в изобразительном творчестве кочевников, которое зависит не от религиозно-мифологического, нарративного среза культуры, а обусловлено причинами иного рода.
В данном случае речь идет о симметрии не как о средстве решения эстетических задач, имеющем подчиненный характер, а как о совокупности приемов, несущих собственную смысловую нагрузку и в определенной степени подчиняющей себе художественную сторону произведения.
Центральная тема настоящего исследования, многогранно связанная с преобразованиями симметрии в искусстве - так называемые симметричноразвернутые изображения. Это явление было исследовано в работах Франца
21 Е. Ф. Чежина (Кор(шысова). О втможностях применения методов искусствознания в исследовании звериною стиля // АСГЭ, 1990, вып.ЗО.- сс.77-83
Е. Ф. Королькова. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи.- СПб., 1996 Е. В. Переводчикова. Язык звериных образов. -М., 1994