Оглавление.
Введение.......................................................2
Глава 1. Французская керамика 1980-2000-х гг. в зарубежной и
отечественной историограф и и..................................8
Глава 2. Культурно-исторический контекст Франции и основные центры и направления художественной керамики сложившиеся к последней трети XX века.......................................20
2.1. Культурно-исторический контекст Франции последней трети
XX века.............................................................20
2.2. Основные центры и направления художественной керамики, сложившиеся к концу 1970-х гг. и источники их формирования..........25
Глава 3. Основные направления и новые тенденции в художественной керамике Франции 1980-2000-х гг. Традиция и эксперимент...................................................36
3.1. Основные направления французской художественной керамики 1980-2000-х гг. Творчество французских керамистов указанного периода 36
3.2. Новые тенденции................................................98
Глава 4. Художники изобразительного и актуального искусства, дизайнеры во французской художественной керамике
1980-2000-х г................................................101
Заключение...................................................114
Примечания...................................................116
Библиография.................................................124
V
Введение.
Художественная керамика занимает одну из ведущих позиций в декоративно-прикладном искусстве Франции 1980 - 2000-х гг., развитие которого на этом этапе обозначено синтезом богатых ремесленных традиций и форм современного искусства.
Особое положение мировой художественной керамики обусловлено тесной взаимосвязью с проблемами современного искусства последней четверти XX века. Керамика органично восприняла постмодернистское мышление, суть которого выражается в сочетании цитат разных стилей в едином временном и пространственном контексте. Являясь носителем глубокой традиции, отражающей прикладной и утилитарный характер, керамика открыта для восприятия новых идей и эксперимента с формами. Поэтому современная художественная керамика, способная, вследствие своей традиционности, к наиболее парадоксальным стилистическим сочетаниям, оказывается готовой отвечать на актуальные вопросы искусства указанною периода.
Французская художественная керамика имеет уникальную историю становления как самостоятельный вид пластического искусства благодаря парижскому авангарду начала XX века, который нашел перспективы дальнейшего развития в декоративных видах искусства. В этом смысле нельзя переоценить значения таких художников как Пабло Пикассо, Фериаи Леже, Хуан Миро, Анри Матисс и многих других, неотъемлемой частью творчества которых стала керамическая практика, преимущественно затрагивающая период 1945 - 1965 годов. Реализуя свои стилистические поиски в освоении нового для себя материала, они расширили границы выразительных средств керамики, чем способствовали развитию присущего именно этому искусству пластического языка. Новые возможности керамики привлекают все больше художников для выражения своих концепций. Складываются стили и школы художественной керамики Франции. Эти процессы не только изменили привычное отношение к керамике как к
С±/
9
Проводя параллель между «Новым реализмом» и американским поп-артом, следует отметить меньшую зависимость по стилю от коммерческой рекламы первого направления и его анархичный характер20. Несмотря на взаимную критику21, существуют некоторые совпадения в подходах группы «Оспова-повсрхность» и концептуализма: оба течения уделяли значительно меньше внимания эстетическому воздействию, чем самому творческо-познавательному процессу. Но если концептуализм получил свое название из-за упразднения картины, то художники «Основы-поверхности» подвергали картину расчленению и диссоциации. Для направления, получившего название «Основа-поверхность»22, характерно истолкование живописи (как указывает название направления) исходя из формообразующих се материалов, будто речь идет об овладении ими вновь, после всех потрясений, испытанных живописью. В изобразительный ряд для художников этого направления входят простые геометрические формы, полосы, мазки кисти, а иногда и просто пропитанный красочным раствором холст, часто демонстрирующийся с изнанки. Картина перестает быть знаковым отображением мира, она становится свидетельством о самой себе. «Живопись, вызывающая только саморефереиции, становится реализацией своей феноменологии; она показывает материальный процесс своего развертывания, этого события, действия, основанного на специфическом и таинственном единстве красок и холста»23. Как в случае с «Новым реализмом», который имел критическое отношение к общей системе современного мира, так и все манипуляции с холстом группы «Основа-поверхность преследуют в конечном счете идеологическую цель. «Подобно тому, как за мерцающими витринами потребительского общества были скрыты противоречия классовой борьбы, - традиционная картина, законченная и покрытая лаком, скрывала различные материалы и необходимую ремесленную работу художника. Нам показывают изнанку картины в прямом и переносном смыслах»24.
21
Эти направления демонстрируют познавательный исследовательский характер творчества. Рефлексия над тем, чем является произведение искусства переводит внимание художника с результата на процесс создания. Подобное мышление не могло не отразиться на искусстве керамики, как неотъемлемой части художественного процесса того времени, характерным свойством которой является способность отражать и реализовывать в своих формах, как новейшие эстетические программы, так и реагировать на общекультуриыс события. Однако, в отличие от художников современного искусства, социальная направленность не является основным лейтмотивом творчества французских керамистов. Они продолжают решать проблему поиска новых возможностей материала и изменения привычного восприятия керамического произведения. Таким керамистам как Бернар Дежонг, Жаки Ковиль (первый период творчества), Анна Булио также свойственны эксперименты, основанные на поиске минимального количества выразительных свойств керамики. Изучение какого-либо одного аспекта вне зависимости от других составляющих керамического произведения изменяет привычное восприятие выразительных средств, преобразуя их эстетические качества.
Современное французское искусство 1980-х годов постоянно обращается и стремится переосмыслить наследие авангарда начала века, который во многом составил основу французской культурной идентичности. После периода «отрицания» искусство вновь обращается к формам, способным создать альтернативу абстрактным концептуальным направлениям. Во Франции 1980-е годы прошли под знаком возврата к фигуративному искусству. При этом новые направления французского искусства сохранили багаж познания собственных основ, постигнутых в период «эмансипации». Наиболее яркими направлениями во французской живописи стали «Новая субъективность» и свободная фигуративность. Однако, если первое направление стремится возродить определенную непосредственность в восприятии натуры (сюжетом картины может стать вид
22
- Київ+380960830922