2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы ■
С началом XXI века временная дистанция, отделившая нас от века XIX, побуждает к. пересмотру общей картины развития искусства второй половины XIX века. В сущности, этот процесс идет уже на протяжении, более двух десятилетий. Если ранее главным, «магистральным»-стилем второй половины. XIX века считался реализм,, а в конце века, -французский импрессионизм, то в последнее время большое внимание уделяется другим тенденциям, до того выводимым из сферы научного рассмотрения пренебрежительным г обозначением : «салон», а также искусству европейских стран, считавшихся; «второстепенными» по отношению к Франции. Между тем, если сохраняет силу представление о том;, что понятие* стиля« времени, подразумевает определенный: параллелизм в развитии разных видом искусств, а в архитектуре во второй, половине XIX века преобладал историзм, естественно было бы обратить внимание на проявления1 историзма в живописи. Такие работы действительно- появляются; - в частности, хорошо выявлены черты« историзма в творчестве такого крупного художника, французского-■ реализма, как Эдуард Мане. Английский современник Мане, Эдвард Берн-Джонс является, вероятно,, наиболее: подходящей фигурой? для* исследования проблемы историзма в живописи — его произведения во г многом« построены на цитатах искусства: прошлого.. На протяжении: четырех десятилетий стиль этого художника; неизменно основанный на; принципах историзма, претерпел существенную эволюцию, вначале . находясь, под влиянием реализма, а в конце внеся свой вклад в формирование романтического модерна, что позволяет изучать способы отбора и приемы использования исторических прототипов в развитии.
I Кроме • того; творчество Берн-Джонса, чрезвычайно популярного в свое *
3
время как в . Англии, так и во всей Европе, включая. Россию, оказало > заметное влияние на многих художников рубежа веков, что также делает его изучение весьма актуальным, позволяющим обогатить картину взаимосвязей в европейском - искусстве конца XIX в..
Объект и предмет исследования-
Берн-Джонс - крупнейшая фигура английского искусства второй половины XIX в., один из важнейших деятелей эстетического движения, основатель, вместе с Моррисом, движения Искусств и Ремесел, создатель английской разновидности романтического модерна в живописи.
Воспитанник Рескина, ученик Россетти,, ближайший сотрудник Суинберна; соперник Уистлера - он находился в самом центре английской художественной жизни своего времени, особенно если учесть, что он близок и либеральному крылу Королевской Академии, представленному такими фигурами, как Ф. Лейтон и Э. Пойнтер.
Хотя Берн-Джонс, торопясь стать художником, и не закончил курс обучения в Оксфордском университете,, он был образованнейшим человеком, знатоком античной и? кельтской мифологии, истории и, особенно, истории искусства. Он следил за всеми публикациями? в. интересующих его областях, включая отчеты об* археологических экспедициях, и интегрировал полученные знания в свое творчество. Его* произведения не только* отражали изменения* вкуса, в английском просвещенном обществе 1860-90-х гг. (волны увлечения нидерландским, японским, венецианским, древнегреческим, византийским искусством), но и во многом влияли на него (современники определенно связывали с его именем распространение «моды» на стилизации Мантеньи и Боттичелли:
Берн-Джонс. - один из> основных экспонентов- «искусства для искусства», служитель культа красоты и создатель нового типа красоты и типа чувствования, распространившихся за пределы собственно
34
выполнил - рекомендовал Берн-Джонса и Морриса их кумирам, Рескину и Россетти.
На ту же осень 1855 года приходится еще одно важное для духовного развития Берн-Джонса событие: в книжной лавке он находит старое издание «Смерти Артура» Томаса Мэлори. Эта книга, как писала в воспоминаниях жена Берн-Джонса, стала частью- его самого. Действительно, в легендах о короле Артуре Берн-Джонс нашел гораздо больше, чем просто источник романтических образов. Рыцарское служение стало для него прообразом собственной жизни художника, так же неуклонно и неподкупно стремящегося к красоте, как рыцари круглого стола - к святому Граалю. При первом знакомстве с книгой сидевший без гроша юный Эдвард каждый день понемногу читал ее в книжном магазине, рискуя навлечь на себя гнев владельца, пока щедрый Моррис не купил ее и не «одолжил» навсегда своему другу. А в последней картине-завещании «Сон Артура в* Авалоне» -Берн-Джонс отождествил себя с умирающим королем..
В ноябре и Берн-Джонс и Моррис написали письма родным, в которых сообщали, что оставляют университет и намерены стать художниками. Старший Джонс отнесся к известию спокойно - возможно, благодаря тому, что сын не ждал от него дальнейшей материальной поддержки. К концу года Моррис, сдав последнюю сессию, поступил в контору оксфордского архитектора Дж.Э. Стрита, а Берн-Джонс в мае 1856 г. оставил университет без степени и перебрался в Лондон.50
После Оксфорда пути Морриса; и Берн-Джонса постепенно расходятся. Каждый из них уже формируется как самостоятельная личность со своими интересами и приоритетами, но они много общаются,
50 Несмотря на то, что университетское обучение Берн-Джонса осталось незавершенным, он всегда помнил, что отличается от большинства собратьев-художников тем, что у него есть «книжное» образование, и считал это своим преимуществом.
35
продолжая влиять друг на друга: Эдвард с присущим ему упорством сосредотачивается на освоении и совершенствовании художественного' мастерства,, а Уильям, после некоторых перипетий нашедший себя в области прикладных искусств и предпринимательства (не считая его литературной работы и общественной деятельности), постоянно привлекал друга к осуществлению своих многочисленных замыслов.. Практически вся деятельность Берн-Джонса в декоративной сфере связана с Моррисом..
Художественную карьеру Берн-Джонс и Моррис выбрали для себя: именно в тот момент, когда в Англии назревал перелом в отношении декоративному искусству. Движение Высокой церкви создало спрос не только на- неоготическую архитектуру, но и на стилизованное под средневековье церковное убранство - витражи, резные скамьи,* шитье и-серебро. «Готическое возрождение», во многом усилиями О.У. Пьюджина, распространилось и на гражданскую архитектуру (в 1830-40-х гг. строится и декорируется новое здание парламента), и на предметы домашнего обихода. На Всемирной Выставке 1851 года в Лондоне для: демонстрации «готических» изделий был выделен целый «Средневековый дворик». Средневековые стилизации создавались и в мастерской Дж. Э. Стрита, в которой Моррис в 1856-57 гг. постигал профессию архитектора (именно ко времени пребывания у Стрита относятся первые опыты Морриса в художественном ремесле, а именно в вышивке гладью).
Однако мебель и предметы, обихода, созданные в русле «готического возрождения», были дорогими, громоздкими, а главное -«стилистические» признаки присутствовали в них в основном на чисто декоративном уровне. К середине века, когда сложилось то, что принято называть викторианским вкусом; неоготический (ориентированный преимущественно на готику XIV века) «стиль» в светском интерьере существовал на равных основаниях с другими стилистическими
- Київ+380960830922