Ви є тут

Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог

Автор: 
Зубов Евгений Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.................................................................3
Глава первая
Ф. Рубо- мастер реалистической станковой живописи.......................12
1.1. Формирование художника.............................................12
1.2. Опыты батальной живописи. Кавказский период творчества художника... 17
1.3. Особенности творческой манеры Рубо - художника.....................23
Глава вторая
Ф. Рубо - мастер батальных панорам. Гуманистическо-патриотичесская позиция творчества, проявленная в панорамах Ф. Рубо.....................29
2.1. История возникновения и становления панорамной живописи в европейском и русском искусстве.........................................29
2.2. Панорама «Штурм аула Ахульго»......................................40
2.3. Панорама «Оборона Севастополя».....................................48
2.4. Панорама «Бородинское сражение»....................................68
Глава третья
Ф. Рубо - профессор-руководитель батальной мастерской. Вопросы становления и развития школы русской и советской батальной живописи, основанной Ф. Рубо......................................................99
3.1. История создания батальной мастерской в Академии художеств.........99
3.2. Педагогические принципы профессора Рубо - живописца...............109
3.3. Принципы Ф. Рубо в обучении батальной живописи....................123
Заключение.............................................................138
Примечания.............................................................145
Библиография..........................................................170
Приложение I
Краткая биография Ф.А. Рубо..........................................183
Приложение II
Список работ Ф.А. Рубо...............................................185
Приложение III.
Ученики батальной мастерской под руководством профессора Ф.А. Рубо (1903-
1911).............................................;..................207
Приложение IV
Репродукции работ Ф.А. Рубо..........................................220
2
1.3. Особенности творческой манеры Рубо - художника.
Интересно проследить, как развивалось мастерство Рубо - живописца. В музее-панораме «Бородинское сражение» представлены его студенческие картины «Атака запорожцев в степи» (1881), «В Таврической губернии» (1883). Первая работа создана на четвертом году обучения в Академии художеств. В этой работе молодой художник обращается к истории Украины, к временам лихой Запорожской Сечи. В ней уже виден талант и незаурядность молодого художника. Картина выполнена в акадех\шческой манере, с внимательно проработанными деталями. Хорошо передана фактура предметов. Видно, что молодой художник уже владеет мастерством живописца, чувствует и хорошо передает цвет, освещение, уАмело компонует, прекрасно справляется с многофигурной композицией. А выставленный там же, в музее-панораме, небольшой этюд «Всадник», который был написан в 1886 г., т.е. через пять лет, обращает на себя внимание широким смелым мазком, артистичностью исполнения. Живописец умело пользуется цветовыми и тональными контрастами, добивается глубины пространства и насыщенности цвета. Когда Рубо пишет землю, он оставляет местами фактуру дерева незаписанной. Цвет дерева удачно дополняет цветовую гамму. Художник энергично лепит форму всадника и лошади, уже меньше уделяя внимание деталям. На смену подробному и тщательному изображению деталей приходит более обобщенная их трактовка.
В 1896 и 1898 гг. Ф.А. Рубо участвует в академических выставках. Он выставляет несколько больших картин: «Живой мост», «Кавказская разведка», «Переправа через горную реку». В конце 1890-х гг. у художника появляются картины с новым сюжетом, сюжетом типичным для русского национального искусства. Это работы «На пашне», «Сенокос», «Тройка» и др.
«26 марта 1901 года Собрание Академии художеств приняло к сведению заявление Вице-Президента Академии о последовавшем в сентябре 1900 года разрешении ходатайства художника Ф.А. Рубо о предоставлении выставочных
23
зал Академии для устройства выставки его картин на время с 15 апреля» 1901 года.15 Успех панорамы «Штурм аула Ахульго» был, очевидно, одной из причин, по которой Совет Академии художеств предоставил выставочные залы Академии для устройства выставки картин Ф.Рубо. На персональной выставке художник представил, кроме батальных картин, работы бытового жанра. Национальные, восточные праздники, базары, сцены охоты были написаны мастерски и свидетельствовали о прекрасном знании особенностей изображаемого материала. У художника сложился свой живописный почерк. Он пишет широко, обращая внимание на общее впечатление и прорабатывая только самые необходимые детали. Появляется умение вовремя остановиться, не доделывать до конца, а давать кое-что «доделать» зрителю. В работах ясно ощущается интерес художника к передаче солнечного освещения. Они значительно свободнее по письму по сравнению с прежними холстами, которые временами бывали излишне плотными и тяжеловатыми по живописи. Работы Рубо отличаются не только чувством цвета и повышенным интересом к передаче освещения, но и особенной реалистичностью образов.
Комиссия по покупке картин с выставок в Санкт-Петербурге в составе П.А. Брюллова, П.О. Ковалевского и И.Е. Репина, осмотрев 7 мая 1901 г. выставку картин Ф.Рубо, наметила к приобретению 6 произведений художника: картину «Штурм Геок Тепе», малый эскиз, этюд мечети в Самарканде, этюд улицы в Каире и этюд «Карс»1 . Вопрос о покупке означенных произведений остался неразрешенным в виду того обстоятельства, что автор их, будучи русским художником, не русский подданный, а Академия не приобретала картин иностранных подданных. В письме от 6 сентября 1901 Ф.Рубо просит о приобретении намеченных комиссией картин и в подкрепление своего ходатайства заявляет, «что хотя он и не русский подданный, но родился и жил более 22 лет в России, где и получил свое образование, был учеником Одесской рисовальной школы, работал 10 лет для исполнения картин для военноисторического музея в Тифлисе по заказу в Бозе почившего Императора Александра III, и что он исключительно пишет картины из русского быта, а
24