Ви є тут

Наивное искусство в художественной культуре Алтая XX века

Автор: 
Усанова Алла Леонидовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172415
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ....................................................................... 3
Глава 1. Искусствоведческий и психологический аспекты
наивного искусства.............................................................. 14
1.1. Историография исследования непрофессионального
искусства................................................................ 14
1.2. Особенности содержания и средств художественной
выразительности наивной живописи......................................... 26
1.3. Психологический аспект в исследовании
произведений наивной живописи ............................................45
Глава 2. Развитие алтайской наивной живописи в XX веке...........................62
2.1. Особенности художественной культуры
Алтая 1 половины XX века: диалектика профессионального,
самодеятельного и наивного искусства .....................................62
2.2. Исторические формы наивной живописи в искусстве
Алтая начала и середины XX века ......................................... 77
2.3. «Нсакадемическне» средства художественной выразительности
в алтайском профессиональном искусстве 1960-1990-х годов................. 90
Глава 3. Наивная живопись как явление художественной культуры Алтая на рубеже
XX-XXI веков ............................................................114
3.1. Наивное искусство в системе алтайского самодеятельного художественного творчества.....................................................114
3.2. Творчество наивных художников Алтая на рубеже ХХ-ХХ1 веков................. 119
3.3. Региональные особенности современной
наивной живописи Алтая .................................................. 136
Заключение ......................................................................141
Список иллюстраций............................................................. 155
Библиографический список и источники ............................................166
Приложение № 1.
Биографические сведения о наивных художниках Алтая.*............................170
Приложение №2.
Каталог краевой выставки изостудий к 50-летию СССР (1972).*.....................176
Приложение №3.
Каталоги выставок народной изостудии ДК «Трансмаш» из серии «Самодеятельные художники г.Барнаула» (1977-1979).*.............................................179
Приложение №4.
Методическое письмо 1гз архива Алтайского краевого ЦНТиД (1986).*...............181
Приложение №5.
Статья о создании Алтайского краевого клуба художников-любителей. «Алтайская правда» (1986).*............................................................... 186
Приложение Х»6.
Макет неизданного каталога краевой выставки самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества в г.Барнауле. (1990).*...................... 188
2
Приложение №7.
Из письма А.Н.Потапова, (1983).*............................................... 195
Приложение №8
Статья о персональной выставке самодеятельного художника Г.Ракитина. «Вечерний Барнаул» (1997).*...............................................................197
Приложение №9
Из писем алтайских художников -самоучек в краевой ЦНТиД........................*.....................198
Приложение № 10
Каталог-справочник краевой выставки «В поисках радости» (2003).*................205
3
расположить его в сфере самодеятельного искусства, однако анализ художественных категорий наивного искусства позволяет рассматривать его как разновидность примитива.
Резюмируя исследования рассматривающие проблематику места наивного искусства, его исторических форм в художественной культуре XX века отметим, что большинством авторов примитив начала века рассматривался как самостоятельное явление (иногда интегрировано в авангардные течения, национальные, профессиональные школы), в то время как наивное искусство теоретически не выделяли из границ самодеятельного изобразительного искусства. Лишь в 90-2000гг. в трудах А. Мигунова, К.Богемской, О.Балдиной и др. рассматриваются проблемы наивного искусства, как самостоятельного художественного, социо -культурного явления представляющего отдельную область в современном искусствознании. А в современных обобщающих исследованиях по проблемам отечественной культуры и искусства второй половины XX века специалисты косвенно рассматривают взаимосвязь наива с другими художественными явлениями. Например, Н.Степанян отмечает связь наива с отечественным андеграундом, Е.Бобринская рассматривает влияние наивного, примитивного языка в творчестве профессиональных художников 70-х годов - Назаренко Т., Нестеровой Н., а В.Гаврилов, И.Ивенская -впервые анализируя творчество отечественных аутсайдеров, рассматривают его в контексте наивного искусства [97;С.196],[14;С.79], [28;С.238]. В то же время комплексное освещение этих вопросов - значение наива для современного изобразительного искусства - в искусствознании еще не получено.
26
1.2. Особенности содержания и средств художественной выразительности наивной живописи.
В истории отечественного искусствознания, интерес к изучению «неакадемических» средств художественного выражения в изобразительном искусстве, впервые ярко проявился на рубеже XIX - XX веков. В материалах о работе физико-психологического отделения Российской академии художеств в начале 20-х годов XX века, опубликованных в 2001 году, содержится план научно-практического изучения примитива. В процессе работы, исследователи предполагали осуществить изучение, как формальных сторон, так и психологический аспект данного художественного явления. В рабочую группу, возглавляемую
В.Кандинским, входил А.В.Бакушинский, ставший впоследствии видным исследователем народного искусства и детского творчества. [80;С.81]
Смена приоритетов в советском искусствознании, позволила вернуться к исследованию проблем примитива в искусстве XX века, лишь полвека спустя. В 1972 году Герчук Ю. опубликовав статью о наивном искусстве, выносит на обсуждение вопрос, о художественной ценности примитивного искусства в целом, 1975 году выходит в свет монография Кузнецова Э. О творчестве Пиросмани (Н.Пиросманишвили). А к началу 80 годов изучение проблематики примитива в целом, выделяется в исследование его теоретических аспектов, рассмотренных выше и практическое изучение отдельных видов примитива в русской художественной культуре XVIII начала XX века, его формальных и содержательных сторон.
Отметить факт укоренения примитива в искусствознании середины 70-х начале 80-х годов, нам представляется важным, так как он знаменует собой начальный этап включения в область научного знания и наивного искусства. Забегая вперед, отметим, что первые практические исследования
27