- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3-11
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ ТКАЦКОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО БЕЗВОРСОВОГО КОВРА.......................... 12-36
ГЛАВА П. КОВЕР КАК ЦЕЛАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СОСТАВНЫЕ
ЧАСТИ......................................... 37-81
Технология.................................... 40-51
Школы и направления .......................... 51-58
Композиция.................................... 58-64
Орнамент...................................... 64-74
Красители..................................... 74-81
ГЛАВА Ш. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
БЕЗВОРСОВОГО КОВРА ........................... 82-131
Хесир.............'........................... 82-83
Четен......................................... 83-84
Бурия......................................... 84-85
Палас......................................... 85-92
Джедким..........................’............ 93-96
Шедде......................................... 96-102
Килим............................................... 102-Ш
Карвуд ....................................... 111-112
Гедирге .......................................... 112-113
Зили.............................................. 113-122
Мехфур ........................................... 122-122
Верни......................................... 122-126
Сумах......................................... 126-131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 132-134
ЛИТЕРАТУРА ................................................. 135-149
СПИСОК МАСТЕРИЦ-КОВРОТКАЧИХ ................................ 150-153
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................... 154-159
- 3 -
ВЕВЕДЕНИЕ
В век НТР при огромных преобразованиях в жизни особенно важно сохранение духовной ценности культуры всех народов. В наш дни развитие и сбережение традиций народного искусства является одной из самых неотложных и насущных задач в области культурного строительства. На это нацеливают нас решения съездов партии. Так, в постановлении "О народных художественных промыслах", принятом Центр-ральным Комитетом КПСС, ставится вопрос о развитии художественных ремесел и в том числе коврового искусства, при этом особо подчеркивается важная роль, которую должны играть народные мастера /119/.
Широкая программа дальнейшего развития коврового искусства Азербайджана, его изучения и пропаганды разработана в специальном постановлении ЦК КП Азербайджана и Совета Министров республики (Бакинский рабочий, 1983, 18 мая).
В ходе своего исторического развития азербайджанский народ создал глубоко самобытную материальную и духовную культуру. Среди богатейшего многообразного ее наследия одно из почетных мест принадлежит декоративно-прикладному искусству и ковроткачеству. В древности азербайджанское ковроткачество было рождено прямой хозяйственной необходимостью,а ковер играл столь же жизненно важную роль, как хлеб и вода. Хурдаины и попоны, бытование которых обусловлено вьючным транспортом, мешки для перевозки продовольствия, ткани, войлоки для покрытия шатров и кибиток, ковры в интерьере, ковровые изделия, стелившиеся на пол, и ткани, шедшие на одежду,- все определяло особое положение коврового материала в жизни скотоводов-кочев-ников. В условиях мобильного существования практически неоценимы были безворсовые ковры, более легкие и эластичные, чем ворсовые, а также и более экономичные, так как на их изготовление требова-
- 14 -
материал из Нагорного Карабаха, где при раскопках кургана недалеко от Степанакерта найден грубо изготовленный керамический сосуд, датируемый Ш тыс. до н.э. Основой этого сосуда послужила ткань, сотканная простым продеванием, облепленная с двух сторон глиной и подвергнутая обжигу/5?,с. 19/.
Виды и способы хозяйства древнего Мингечаура в Ш тыс.до н.э. убедительно указывают на распространение ткацкого и прядильного ремесел. Изготовляемые из кости ручные веретена ко П тыс.до н.э. заменяются веретенами из обожженной глины. Обнаружение в курганах и Других видах захоронения остатков шерстяных и льняных тканей показывает, что уже тогда был известен метод простого цроде-вания. Шерстяные ткани (плотность 17x17 на I кв.см.) сотканы более разреженно, чем льняные (плотность 20x20 на I кв.см.). Ва шерстяных тканях сохранились следы окраски местными естественными красителями /28,с.39,152,153/.
Если прядильное и ткацкое ремесла существовали еще в эпоху неолита, то к этому периоду логично было бы отнести и выделку ковров методом цростого продевания, хотя, как мы упомянули, образцом безворсового ковра на территории Азербайджана этого периода мы пока не располагаем.
В катакомбах Мингечаура найдены самые древние остатки текстиля - льняных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, относящихся ко П и I тыс. до н.э., что убедительно доказывает высокую степень развития здесь ткацкого мастерства /39,с.84/.
Лятиф Керимов в своем фундаментальном труде, говоря об историческом пути развития азербайджанского ковроделия, выделяет четыре основные этапа /84,т.I,с.18/.
Первый этап - первобытный период ковродельческого ремесла, характеризуется развитием техники цростого продевания утка через нити основы. В этот период создаются циновка (рогожа), палас,поз-
-löse даедаим. Ковровые изделия простые и одноцветные, позднее появляются простые узоры.
Второй этап - определяется более высоким художественным и техническим уровнем изделий: цветной пряжей, примитивными узорами. Возникает метод производства килимов техникой сложного продевания утка через нити основы, разрешающий создавать несложные геометрические узоры.
На третьем этапе выделываются ковры типа верни, шедце, зи-ли и сумах. Обвязыванием третьей лицевой нити вокруг нити основы создается широкая возможность для развития различных по рисунку и величине орнаментальных элементов.
На четвертом этапе ковры ткутся способом узловязания, т.е. обвязывания ворсных нитей вокруг нитей основы. Как с технической, так и с художественной стороны это период расцвета ковродельчес-кого искусства. Техника узловязания, которая применялась в ковроткачестве еще до нашей эры, давала возможность воспроизводить сложные орнаментальные композиции.
К концу I тыс. до н.э. азербайджанское ковровое искусство достигает высокого уровня.
Имеются сведения о развитии коврового искусства в Вавилоне, Ассирии, ахеменидском Иране и на Кавказе, а также о коврах, вывезенных оттуда в Египет, Рим,Византию и Скифию /186,0.22,45/.
В государстве Манна еще в IX в. до н.э. искусство и ремесло достигло подлинного расцвета. Так, из Гасанлу (К в.до н.э.) известна золотая чаша, декорированная изображением льва, попона которого украшена сложными узорами /133,с.105/. Это изображение является весьма ценным источником для характернотики коврового искусства того периода.
Ткацкое и ковровое искусство получило развитие также в Атро-патене и Кавказской Албании. В Мингечаурском катакомбном погребе-
- Київ+380960830922