Ви є тут

Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века

Автор: 
Рысаева, Татьяна Дмитриевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172293
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I'
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................. 4
> 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДО-
ф ЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КУЗБАССА........................................... 14
1.1 Сущность понятия «художественная жизнь»...................... 14
1.2 Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950-х годах 1 ^
1.3 Становление изобразительного искусства Кузбасса в 1960-1980 гг.: организация творческого союза художников, открытие картинной галереи, выставочная деятельность................................... 30
1.4 Развитие творческого союза. Начало кризисной ситуации изо-
*ф бразительного искусства Кузбасса в 1980-1990-х гг................... 49
1.5 Роль областной картинной галереи в художественной жизни
Кузбасса............................................................ 65
2 РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КУЗБАССА............................................................ 74
2.1 Концептуальные подходы к исследованию вопросов художест-
^ венной подготовки специалистов: исторический аспект................. 74
2.2 Истоки художественного образования в Кузбассе................ 79
2. 3 Развитие системы начального профессионального художсст-
® венного образования в Кузбассе (1967-1980-е гг.).................... 83
2.4 Подготовка специалистов в области художественной культуры
среднего и высшего звена............................................ 98
| 3 РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КУЗБАССА
В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА....................................... 110
3.1 Формирование художественного рынка как основная тенденция развития художественной жизни Кузбасса в последней четверти XX в.. | |0
2
3.2 Образование молодежных творческих группировок....... 121
3.3 Областная программа «Духовное возрождение Кузбасса» 124
^ 3.4 Деятельность Кемеровской областной организации Союза художников России в новых исторических и экономических условиях 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 135
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ..................................... 142
ИЛЛЮСТРАЦИИ................................................ 150
ПРИЛОЖЕНИЕ А............................................... 168
ПРИЛОЖЕНИЕ Б............................................... 207
ПРИЛОЖЕНИЕ В............................................... 950
»•
*
3
жилых домов И. Б. ван Лохсма к памятникам архитектуры города Кемерова. Эти здания, воплощающие идеи новаторских поисков интернационального стиля Современного движения, стали символом связи прошлого и настоящего [18,С.26-33].
До конца 1920-х годов город Щегловск оставался большой деревней с патриархальным укладом жизни. Основным занятием жителей было земледелие, торговля, сплав древесины. Поэтому, создание колонии иностранных рабочих и специалистов способствовало не только развитию индустрии края, по и по повышению уровня общей культуры и быта сибиряков.
Будущие колонисты приезжали главным образом из крупных промышленных центров Америки, Европы, Австралии Новой Зеландии. Им были хорошо знакомы блага цивилизации, о которой еще не знала сибирская глубинка: телефон, кино, воскресные газеты, развитая система услуг, коммунальные удобства и проч. Приезд иностранцев, стал ярким событием в скромной будничной жизни рабочих поселков Кемеровского рудника и химического завода.
С 1932 года в Кемерове начал работать цирк на 1600 мест, получили специальные здания школы №16 и №12. В городе появились первые мосты: железнодорожный и понтонный, отсутствие которых чормозпло развитие города. По интенсивности роста Кемерово оказалось на 2-м месте среди 30 городов сибирского края. Если в 1918 году в городе было 5,7 тысяч жителей, то к 1932 году их число выросло до 90 тысяч.
В 1940-е и 1950-е годы в городе работает целая плеяда замечательных архитекторов, которые сформировали скелет планировочной структуры городского центра. Основу группы составляли дипломированные московские и харьковские специалисты, эвакуированные в Сибирь в годы отечественной войны. Это - Н. Н. Текутов, Д. Ф. Зезин, С. II. Скобликов, Л. И. Донбай, А. А. Полянский. Работал в Кемерове человек большой культуры и образованности архи-тектор В. Р. Цабель. Ему принадлежит проект одного из лучших зданий соцго-рода двухэтажного «Делового клуба», где собиралась на творческие встречи 1111 чел л игенция го род а.
По воспоминаниям архитектора Л. И. Допбая, прожившего долгую творческую жизнь, в «деловом клубе» собиралась творческая интеллигенция города - архитекторы и инженеры для обсуждения городского строительства и просто для общения за бильярдным столом или за чашкой чая. Гам родилась идея ароительства многих крупных зданий города: здания «звукового кино», клуба коксохимзавада, гостиницы «Томь», застройки Притомской набережной и др.
Рядом с архитекторами росло в Кузбассе и профессиональное изобразительное искусство, получившее свое развитие с объединения самодеятельных художников-энтузиастов, образовавших в 1939 году группу под названием «Художник». Война прервала естественное развитие этого процесса, но и, как не парадоксально, обогатила культуру Кузнецкого края новыми силами. В годы Великой отечественной войны с Украины, Белоруссии, Москвы, Ленинграда в Кузбасс были эвакуированы профессиональные художники. Жили в эвакуации ленинградцы Елена Петровна Скуин-Солуянова, впоследствии заслуженный художник РСФСР, профессор-керамист Бройде. Благодаря инициативе живописца В. Н. Кудревича, заслуженного деятеля искусств БССР, в Кемерове был организован филиал Союза художников РСФСР, членами которого стали не только приезжие, но и местные художники - В. Орлов, Л. Пстащук, В. Гаврилов и др. По сразу же после войны и это творческое объединение распалось.
Художественная жизнь Сибири, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Историческое значение для развития советского искусства имело постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». В этом постановлении ЦК партии отмечал, что рамки существующих литературно-художественных организаций становятся узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества, поэтому необходимо объединить всех деятелей культуры в творческие союзы. Многие коллективы творческих работников, особенно в провинции, положительно отнеслись к этому решению. Старая система отношений после 1917 г. разрушилась, и на протяжении 20-х годов