Ви є тут

Поэтика русской пейзажной живописи второй половины 1950-х - 1970-х годов

Автор: 
Маныч Лариса Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1950
Кількість сторінок: 
278
Артикул:
172219
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Расширение образно-стилистического диапазона русской пейзажной живописи конца 1950-х - 1960-х годов ....................24
1.1 Изменения в художественном сознании страны
на рубеже 1950-х- 1960-х годов......................................24
1.2 Пейзаж в творчестве художников старшего поколения...............30
1.3 «Традиционная» линия пейзажа в творчестве молодых художников Москвы.................................................48
1.4 Пейзаж «сурового стиля».........................................76
Глава 2. Пейзажная живопись Уфы, Владимира,
«Шикотанской группы»..................................................86
2.1 Уфимские пейзажисты.............................................87
2.2 Владимирские пейзажисты........................................105
2.3 Шикотанская группа.............................................125
Глава 3. Личностное начало в русской пейзажной живописи
конца 1960-х- 1970-х годов...........................................134
3.1 Возрастание значения пейзажа в русской живописи
конца 1960-х- 1970-х годов.........................................134
3.2 Пейзаж «чистой природы»........................................137
3.3. Мемориальный пейзаж...........................................148
3.4. Деревенский пейзаж............................................156
3.5 Архитектурный пейзаж. Памятники древнерусской архитектуры 164
3.6 Многообразие трактовок городского и индустриального пейзажа 169
3.7 Романтический мотив в пейзаже..................................175
3.8 Пейзаж в произведениях других жанров...........................183
Заключение...........................................................199
Примечания...........................................................203
Библиография.........................................................237
3
Введение
Целый ряд значительных событий в культурной жизни России конца 1990-х - начала 2000-х годов показал, что пейзажная живопись серьезно востребована как среди художников, так и в обществе.
В этом потоке явлений выделим три направления, как наиболее показательные, на наш взгляд. Это, во-первых, открытие в г.Плёс Ивановской области в конце 1997г. первого художественного Музея, посвященного пейзажной живописи; во-вторых, проведение в стране нескольких крупных выставок пейзажа; в-третьих, существенное расширение круга изданной литературы о пейзаже. И все это произошло менее, чем за десятилетие.
Открытие музея стало весьма значительным событием не только для Центрального региона, но и для всей России. Основу его экспозиции составила уникальная коллекция пейзажной живописи конца XIX - первой половины XX веков из фондов Плёсского музея.
При помощи Ивановского художественного музея и музея Палеха коллекция пополнилась, но при этом ее хронологические рамки ограничивались 40-ми годами XX века.
Концепция музея предусматривала создание большого раздела современного искусства, который мог бы и по масштабу и качеству соотнестись с уже имеющейся коллекцией. В какой-то мере эта задача была решена за счет передачи в Музей Министерством культуры большого числа произведений пейзажной живописи художников 1950-1980-х гг. из хранившихся в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО.
Однако скромность бюджетного финансирования культуры, отсутствие самостоятельных средств у нового музея не давали возможности осуществить, к примеру, приобретение работ последних десятилетий. Поэтому появилась идея провести в Плесском музее серию выставок пейзажной живописи по принципу последовательного показа работ художников из различных регионов России.
26
современности в искусстве: отход от штампов, иллюстративности,
преодоление внешней пафосности, желание увидеть за обычным, будничным -глубинное, непреходящее, правдивый показ явлений реальной жизни, обязательное наличие индивидуальной жизненной и художественной позиции, своего почерка. В последнем очень важной оказалась опора на художественную традицию. И, как мы убедимся в ходе последующего изучения наследия этого периода - диапазон стилистических предпочтений будет все более расширяться.
Выбор традиции определялся личностью самого мастера, его окружением, образованием. Из недавнего и далекого прошлого были актуализированы именно те способы художественного воссоздания окружающего мира, которые в наибольшей степени соответствовали настоящему моменту. То есть, идущему процессу углубления и личностного '■ осмысления образа природы, его духовной сути, отходу от жестких схем. С этим связано одновременное присутствие в русском пейзаже ; рассматриваемого периода целого ряда ярких тенденций, представленных как творчеством отдельных крупных мастеров, так и групп художников, . объединенных сходством мировоззренческой позиции и предпочтениями в выборе опоры в русском или зарубежном художественном наследии.
Выделим и рассмотрим ряд основных линий в пейзажной живописи второй половины 1950-х- 1960-х годов.
Прежде всего - творчество мастеров старшего поколения. Продолжали работать С.В.Герасимов, Л.М.Грицай, В.В.Мешков, Г.Г.Нисский, Н.М.Рома-дин, Я.Д.Ромас, С.А.Чуйков и другие. Каждый из них являл собой то, что можно назвать «человек - стиль». Они были носителями и продолжателями традиций, оказывали влияние на поиски путей художниками младшего поколения. В контексте проблемы нашей работы отметим, что изменение в характере пейзажной живописи на рубеже 1950-х - 1960-х годов коснулись творчества и этих мастеров.
27
Важным является рассмотрение творчества ряда художников из поколения, пришедшего в живопись в 1950-е годы. Пейзаж трактовался ими по-разному, отражая духовные, этические и эстетические взгляды авторов. Обратимся к работам художников-«традиционалистов» и «сурового стиля» [2].
В этот период (рубеж 1950-х - 1960-х гг.) появляются местные пейзажные «школы» - уфимская, владимирская. Мастера, творчески связанные с художественными ремеслами своей области, обратившись к станковой картине, использовали в ее создании принципы народных декоративных росписей (и не только их) [3].
Также речь пойдет о небольшом коллективе художников, условно названном в свое время «Шикотанской группой». Их творчество является примером совместной работы художников столицы и периферии.
Таким образом, рассматривая работы указанных мастеров, мы ставим задачу увидеть, каковы были пути развития их пейзажной живописи во второй половине 1950-х- 1960-х гг.
В это время определяющей для общественного сознания, и, следовательно, искусства, была память о минувшей войне. Перенесенные страшные потрясения обострили чувство любви к своей стране, по-новому открыли красоту ее природы. Пейзажное пространство могло восприниматься как образ своей Родины, большой или «малой»; место, где разворачивалась ее история, жил ее народ, создавалась культура. То же касалось и одного человека - художника, который чувствовал себя частью всего этого. Открылась ценность каждого мига в жизни природы и человека. И мы увидим, как этот миг в работах пейзажистов будет часто возведен на уровень праздника.
В искусстве (и не только в живописи) усилился интерес к героическому прошлому, к национальному, народному. Не случайно в эти же годы активно развивались народные промыслы, особое внимание было уделено реставрации, охране и изучению памятников древнерусского зодчества. Многие из мастеров