Ви є тут

Художественно-композиционный анализ Богородичных икон

Автор: 
Тюлькин Василий Иванович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
89
Артикул:
172130
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.
Глава 1. Богородичные иконы древнерусской живописи как объект
искусствоведческого исследования........................................ 10
1.1. г О иконохрафии Матери Божией................................. 10
1.2. Древнерусская иконопись: духовное предстояние - эстетическое созерцание........................................................ 20
1.3. Образ Богородицы: образ страдания матерей..................... 32
1.4. Основы колорита в исследовании Богородичных икон.............. 48
Глава 2. Единство икононического и художественно-композиционного в Богородичных иконах...........................................59
2.1. Композиционные средства создания художественного образа в
искусстве.......................................................... 59
2.2. Своеобразие композиционных структур Богородичных икон двунадесятых праздников...................................... 74
2.3. Отличительные характеристики икон «Умиление», «Путсводительница», «Взывающая»............................. 102
2.4. Иконография других видов великих почитаемых икон Богородицы. . 120
Заключение........................................................ 137
Библиография...................................................... 143
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика исследования. Диссертация посвящена исследованию древнерусской живописи, в том числе - византийских икон, обретенных на Руси. Древнерусская иконопись - это не только искусство живописи. Иконы создавались на Руси в монастырях и в миру глубоко верующими' изографами. Создание иконы было формой служения Богу. Иконописец создавал священный образ как «окно», способствующее духовному предстоянию перед невидимым Первообразом. С другой стороны большинство иконописцев были высокоодаренными живописцами, тонко чувствующими красоту предметного мира. Поэтому икона представляет собой идеальное двуединство: божественного содержания и его
гармонического воплощения. Это делает икону высоким образцом, на совершенство которого должна ориентироваться современная реалистическая станковая живопись, а также подготовка молодых художников
изобразительного искусства. Искусствоведческое изучение древнерусской иконописи приносит более ощутимые результаты, если анализ икон будет’ двусторонний и противоположно направленный. С богословской стороны, это раскрытие религиозно-исторического сюжета, которое выявляет канонизированную совокупность взаимосвязанных персонажей и
сопутствующих форм иконы; с художественной стороны, необходимость соблюдения композиционных законов, предоставляет иконописцу возможность вводить в икону свои творческие дополнения, не искажающие ее канонические основы. Опыт анализа выдающихся памятников древнерусской иконописи будет способствовать совершенствованию
методики анализа станковой реалистической живописи.
Актуальность исследования. В диссертации изучается древнерусская, и последующих веков, иконопись в связи с потребностями расширения методов работы над картиной, принятых в современной секуляризованной реалистической станковой живописи. Делается попытка представить те
2
XII веках в новый период своего развития. Этом}’ трехсотлетнему периоду иконопочитания предшествовал процесс новой волны гонения на христианство в целом, на иконопочитание, в частности. Преследование сосредоточилось на действиях, направленных против почитания Богоматери. В результате этого иконопись, в которой еще было сильно влияние античности с ее высокоразвитым чувством красоты и гармонии, сменилась схематичностью, потерей эстетических качеств, выразительности. На основе иконографического типа «Одигитрия» на Афоне появляется образ, именуемый «Елеуса» - Умиление, Милующая, Сострадающая. Это иконографический тип, в котором создано изображение Богоматери с младенцем Иисусом, прижимающимся к ней щекой или, когда Богоматерь и Младенец обращены друг к Другу; к этому типу в русской иконографии можно отнести иконы Богоматери Донской, Толгской, Феодоровской и другие образы.
Середина пятнадцатого столетия связана с началом трагических страниц истории Византии - попыткой объединения римско-католической и греко-восточной церквей (Флорентийская уния 1439 года). Вслед за этим свершилось завоевание турками Константинополя и гибель Византии (1453 г.). История византийской культуры на этом не закончилась, она продолжала жить на Святой горе Афон в Сербии, Болгарии и, во многом, в древнерусской духовной и художественной культуре. После падения Константинополя многие представители византийской культуры нашли прибежище в монастырях Афона. Многие греческие летописцы, строители, иконописцы работали на Руси еще со времени ее крещения. Их приток увеличился после разорения своего отечества. Русь стала наследницей греко-восточного православия («третьим Римом»). Лучшие традиции византийско-афонского богословия, духовности, художественной культуры были полностью восприняты на Руси.
Иконография Матери Божией на Руси обычно рассматривается со времени Крещения (988 г.). Вполне естественно, что византийское искусство
иконописи оказало влияние, прежде всего на художественное мастерство, развивающееся в южных русских землях, главным образом в Киевской Руси. К началу XII века в Киеве построено множество больших соборных храмов и сотни малых деревянных церквей. Со строительством культовых зданий связано бурное развитие православных ремесел: храмовая мозаика и роспись, иконопись, литье колоколов, кресгов и складней, эмаль. Но православная культура русского Юга была, практически «смыта», разграблена, сожжена нашествием кочевников. Связь искусства Руси с Византией поддерживалась во многом благодаря контакту с греческой Корсуиыо (современный Херсонес в пределах Севастополя). Киев, претерпевший бесчисленные нашествия, начиная с XI века, к середине XIV века пришел в запустение. Н. Кондаков пишет: «Даже предания отказываются назвать что-либо на русском юге памятником древнейшей иконописи и настойчиво указывают на Москву и Владимир, то на Рязань, Смоленск и Новгород, куда перенесены были образа: Спаса Нерукотворного Образа в 1352 году в Новгород или Одигптрии в Суздаль в 1381 году»~ (Кондаков, с. 113).
Из икон Богоматери, сохранившихся со времен нашествия кочевников,
H.H. Кондаков дает перечень образов, относимых к XI - XII векам. При этом он замечает, что почти все они должны быть отнесены к XIV веку. Такими иконами, по его мнению, являются: «Успения Богоматери» в Кисво-Печерской Лавре (1073 г.); «Игоревская Богоматерь», в этой же Лавре; «Владимирская Божия Матерь», в начале века находилась в Успенском соборе во Владимире (1144 г.); «Одигитрия» в Смоленском соборе (1046 г.); «Тихвинская Божия Матерь» (XII в.); «Знамения» в Новгороде (XII в.); «Боголюбская икона Божией Матери» (монастырь близ Боголюбова), возможно, относится к XI -XII векам (с.114).
Хранящаяся в Русском музее икона «Предста Царица и Царь Царем», была поднесена митрополитом Макарием сыну Ивана Грозного Ивану в 1562
5 Кондаков Н.П. Древнейшая иконопись Киевской Русл и Суздальской области II Богословие Образа. Икона и иконописцы. Сост. А.Н.Стрижев. - М.: Изд-во «Паломник», 2002. - С.112 -139.
14