Ви є тут

Пейзажные традиции В.И. Сурикова в творчестве художников Красноярского края XX века

Автор: 
Ломанова Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
273
Артикул:
172278
179 грн
Додати в кошик

Вміст

■с Содержание
Ф Введение...................................................... 4
Глава 1. Сибирский пейзаж В.И.Сурикова как формирующее начало пейзажного жанра в творчестве художников
Красноярского края........................................... 15
1.1.Значение Сибири в формировании художественного видения
В.И.Сурикова. Становление искусства в Красноярском крае 15
1.2. Пейзажные работы В.И.Сурикова доакадемического периода
'л и времени учебы в Академии художеств.......................... 20
1.3. Сибирский пейзаж как ассоциативное начало в исторических полотнах В.И.Сурикова, посвященных судьбам России..... 37
1.4. Пейзаж в исторических полотнах В.И.Сурикова, посвященных Сибири.................................... 47
1.5. Натурные пейзажи Сибири в творчестве В.И.Сурикова 61
Примечания к 1 главе......................................... 73
Глава 2. Становление красноярского пейзажа в первой половине XX века. Пейзаж Д.И.Каратанова, А.ПЛекарснко 75
2.1. Влияние В.И.Сурикова на формирование местной художественной школы.................................. 75
2.2. Суриковские традиции в пейзаже Д.И.Каратанова........... 85
^ 2.3. Пейзаж А.П.Лекаренко. Стремление к монументальности в
изображении сибирской природы................................. 102
2.4. Экстраполяция суриковских традиций в пейзажном
искусстве Красноярска первой половины XX века................. 126
^ Примечания к 2 главе........................................... 127
3
л. Глава 3. Развитие и трансляция суриковских традиций в
Ф пейзажном жанре красноярских художников второй
половины XX века............................................ 129
3.1. Общие тенденции развития пейзажного жанра в красноярском искусстве 1940-1970-х годов. Осмысление суриковских традиций.................................. 129
3.2. Историчность и живописные особенности пейзажа 133
Б.Я.Ряузова...................................................
л, 3.3. Образы Хакасии в пейзаже Ю.И.Худоногова и А.Ф.Калинина. 145
3.4. Образы непокорной силы сибирской природы в живописи
ф Т.В.Ряннеля.................................................. 158
3.5. Монументальность графических композиций Р.К.Руйги...... 164
3.6. Пейзаж В.А.Сергина - продолжение красноярской пейзажной
школы 1940-1950-х годов..................................... 175
Примечания к 3 главе........................................ 186
Заключение.................................................. 188
Г»
Источники и литература...................................... 193
Список сокращений........................................... 223
^ Список иллюстраций........................................... 224
Приложение 1. Сибирский пейзаж В.И.Сурикова в музеях России 226
Приложение 2. Сведения о художниках Красноярского края XX
века, работающих в жанре пейзажа............................ 231
Иллюстрации................................................. 237
26
Р
молодого живописца, заставившей его поднимать (пока еще не решать) те же задачи, что и передовое искусство 1870-х годов в области пейзажа.
Суриков впервые увидел Петербург зимой, впечатление от заснеженной столицы было столь сильным, что даже по прошествии полутора лет художник обратился к этому сюжету. Видимо, сказалось сибирское происхождение: первое, что захотелось Сурикову написать -зимний мотив, то, что наиболее знакомо и любимо. Но изображен Петербург, с его влажным воздухом, с его характерными особенностями. Сурикову не нужно было сочинять красивый ландшафт - подлинная красота столицы, олицетворявшей лучшие достижения России, была для молодого провинциала очевидностью.
Уже на четвертый день по приезде в Петербург в феврале 1869 года он пишет родным взволнованное письмо, в котором этот сибиряк, обычно скуповатый на описания, восхищается: «Собор этот (Исаакиевский) весь из разноцветных мраморов. Кумпол вызолоченный... Вид собора снаружи не поражает издалека громадностью, но когда подходишь к нему, то он как будто бы все кверху растет, и уже не можешь более охватить всего взглядом» [349, с. 23]. Эта взволнованность присутствует и в полотне.
Композиция основана на классических традициях, но сцена вечернего затихающего Петербурга подкупает нас своей жизненностью. Элементы случайности - повозки, пешеходы, казалось бы, не вяжущиеся со строгим и величественным Исаакием и памятником Фальконе, вносят определенную жанровость. Эти случайности придают суриковскому пейзажу художественную достоверность.
Трепетное романтическое восприятие художником северной столицы - вот что отличает этот первый, выполненный еще только начавшим учиться в Академии Суриковым, пейзаж.
И говорим мы об этом потому, что, начиная с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», В.И.Суриков на
27
¥
всю свою жизнь пронесет замечательное качество - творческую -*;м-взволнованность, свое неравнодушие ко всему, что бы он ни писал, будь то грандиозное историческое полотно или скромный пейзажный набросок.
Проявилось в этой работе и еще одно свойство, характерное Сурикову на протяжении всего его творчества - работа с натурой. Прежде чем взяться за картину, Суриков много наблюдал, стараясь запомнить каждую деталь.
«А первая моя собственная картина была: памятник Петра I при лунном освещении. Я долго ходил на Сенатскую площадь - наблюдал.
Там фонари тогда рядом горели, и на лошадях - блики» [349, с. 181]. Стремление создавать произведения, исполненные убедительной художественной правды воспитывалось Суриковым уже в юности. И мы знаем, насколько требовательным в этом отношении был к себе Суриков впоследствии, как настойчиво и подолгу мог он искать нужный ему тип лица или выразительную деталь. Хорошо об этом писал И.В.Евдокимов: «Памятник Петра» занимает особое положение. Художник работал над ним, по-видимому, не только со свойственным ему жаром и воодушевлением, но, уже применяя в своей работе все те щепетильные методы разглядывания, изучения натуры, отыскания в ней характеристически основного и главного, которые потом станут его второй художественной природой при создании любой картины» [307, с.
38].
В этом свете кажется неудивительным тот факт, что картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» писалась
о
Суриковым дважды (единственный случай в творчестве художника). Известно, что первый вариант картины был задуман и выполнялся летом и осенью 1870 года. Таким образом, изображение заснеженного Петербурга создавалось без натуры. Холст был куплен П.И.Кузнецовым и увезен в Красноярск.9 Но, очевидно, творческая неудовлетворенность Сурикова