Ви є тут

Творчество Жана-Батиста Ванмура (1671-1737) и проблема ориентализма в западноевропейской живописи XVIII века

Автор: 
Нефедова Ольга Вадимовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1671
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
172119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
1. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ: ОРИЕНТАЛИЗМ .......................13
2. ОРИЕНТАЛИЗМ - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ..............................................23
3. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЖАНА-БАТИСТА ВАНМУРА ...............57
3.1. Ранние годы .......................................57
3.2. Изображения столицы империи Стамбула предшественниками Ванмура.................................................72
3.3. Ванмур в Стамбуле...................................78
3.4. Пейзаж .............................................82
3.5. Мифология ..........................................84
3.6. Бытовые сцены.......................................85
3.7. Портреты............................................89
3.8. Посольская тематика.................................99
3.9. Мятеж янычар 1730 года.............................120
4. ДРУГИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ В СТАМБУЛЕ В
XVIII ВЕКЕ ..............................................125
5. ВЛИЯНИЕ ЖАНА-БАТИСТА ВАНМУРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ
«ТУРКЬЕРИ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII И XIX
ВЕКОВ ...................................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................152
ПРИМЕЧАНИЯ ..............................................156
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................172
ПРИЛОЖЕНИЕ - КАТАЛОГ'
3
«... в мире существуют два предмета для любопытства, -
Христианский мир и Магометанский.
Все остальное может считаться варварством».
Джеймс Босвелл (1740-1795).
«Жизнь Самюэля Джонсона», 1791
ВВЕДЕНИЕ
В своих письмах современница Жана-Батиста Ванмура, леди Мэри Уортли. Монтагю, будучи в Стамбуле, писала: «Особое удовольствие здесь доставляет мне чтение записок о. путешествиях в страны Леванта, которые в большинстве своем весьма далеки от реальности и полны абсурда, и являются для меня истинным развлечением. Они не упустят случай дать характеристику местных женщин, которых они, конечно же, никогда не видели, глубоко порассуждать об уме мужей, в чью компанию им никогда не довелось быть допущенными, и, конечно же, дать детальное описание мечетей, куда они не осмелились заглянуть даже одним глазом»1. Справедливый сарказм благородной дамы косвенно подтверждает значимость и важность творческого наследия Жана-Батиста Ванмура, который был художником-био!рафом и непосредственным свидетелем жизни Османской империи ХУШ века и оставил после себя бесценное наследие -художественные свидетельства, которые можно также охарактеризовать как исторические иллюстрации многих аспектов жизни османского общества XVIII века: от дипломатических приемов во дворце Топкапы до бытовых сюжетов из жизни многонационального стамбульского населения в «Эпоху тюльпанов» - именно так называлось время правления султана Ахмеда III с 1703 по 1730 год. Жана-Батиста Ванмура можно по праву считать основоположником направления ориентализм в изобразительном искусстве века Просвещения. Маркиз Шарль де Ферриоль барон д’Аржантель
18
Востока с Западом нашли свое отражение и в литературе, и в искусстве. Отчасти именно эти межнациональные и межрелигиозные отношения лежали в основе великого периода и европейского Возрождения, и века Просвещения. Они взаимовлияли как па культуру, так и на политику, экономику, науку двух таких разных миров. И, несмотря на религиозные противоречия, военные конфликты между Европой и исламским Востоком, по крайней мере, торговые отношения продолжались всегда, независимо от идеологических разногласий. И тем понятнее вечный интерес Европы к загадочному Востоку и попытки его анализа, понимания, исследования. Не случайно вместо эпиграфа в своей книге Эдвард Саид процитировал строки из произведения Карла Маркса «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта»: «Они не могут представлять себя, их должны представлять другие»49.
Обращаясь к характеристике художников-ориенталистов, можно вполне обоснованно' утверждать, что в большинстве своем это люди, наделенные особой чувствительностью* к элементам традиционного творчества других народов. Многие из них именно во время путешествий смогли познакомиться и понять базовые составляющие исламского
I
искусства, которое в основной своей форме прикладное - цвет, линия, орнамент — создавая не просто образцы искусства ориентализма, открывающие европейскому зрителю загадочный Восток, с его яркими красками, экзотическими благовониями и размеренным темпом жизни, но и представляя в то же время наиболее точное воплощение сути реального Востока через разнообразие форм, стилей и техник. Описывая творчество французского художника-ориенталиста Константена Гиса, Шарль Бодлер в статье «Поэт современной жизни» рассуждает о значении двух характеристик - художника и «человека большого света». Эта дискуссия-монолог как нельзя лучше перекликается с попытками определить значение термина-художник-ориенталист. Согласно Бодлеру «человек большого света - это гражданин мира, понимающий жизнь и таинственные закономерности
19
людских обычаев, тогда как художник - это просто-напросто профессионал, человек, привязанный к палитре, как крепостной к земле»50. Автор считает, что именно человек большого света «... интересуется целым миром и хочет узнать, понять, оценить все, что происходит на поверхности нашей планеты»51. Эти характеристики как нельзя лучше подходят к описанию профессионального художника-ориенталиста. Ведь ориентализм, в. отличие от других направлений в искусстве, связан не только с европейской историей.» При рассмотрении1 ориентализма нельзя не учитывать такие факторы, как международная политика, история «иного» народа, незнакомая европейцу религия, и просто» другие непонятные ЛЮДИ’ со своими традициями, жизненным укладом, и ценностями. «Восток - это-... один, из-наиболее глубоких и неотступных образов Другого» - так определил Эдвард Саид основную романтическую причину постоянного интереса европейцев к Востоку52. _
Условно ориенталистских художников можно разделить на две группы - профессиональные ориенталисты и студийные. Под профессиональными-понимаются художники, совершившие путешествие на Восток и1 воссоздавшие свои впечатления и видения этого мира. Студийные, ориенталисты работали, основываясь на описаниях и впечатлениях путешественников, знакомстве с творчеством других художников ориенталистов, а также изучая прикладное искусство ислама. Ориенталистские мотивы в картинах XV—XVI. веков появились как в результате знакомства с восточными торговцами, богатствами товаров иноземных купцов, так и в результате появления описаний экзотических далеких земель сделанных путешественниками. Такие работы были рождены чаще всего воображением, либо поверхностным знакомством с турецкими, купцами в.итальянских городах, либо создавались под впечатлением от работ Джентиле Беллини - первооткрывателя мира Османского султаната: В-частности известно, что Альбрехт Дюрер выполнил гравюру «Турецкая