Ви є тут

Функции натюрморта в структуре картины : На материале русской живописи XVIII - XX веков

Автор: 
Кузмичева Мария Владимировна
Тип роботи: 
На материале русской живописи XVIII - XX веков
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
172273
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.
/ ® Глава I. Отражение мировоззренческой функции натюрморта в
произведении живописи.........................................11
1.1. Натюрморт как самостоятельное произведение и
компонент картины.........................................15
1.2. Выявление исторической характеристики художественного образа произведения через предметы натюрморта.................24
1.3. Раскрытие в произведении общественно-политической темы, путем включения натюрморта в его композицию...................36
1.4. Выражение духовно-нравственных сторон художественного
I образа картины с участием предметов натюрморта.............49
Краткие выводы по первой главе................................58
4 .
Глава II. Проявление этнокультурной функции натюрморта в
композиции картины............................................60
Ф 2.1. Выражение этнокультурных традиций через натюрморт в
картине...................................................62
2.2. Бытовые характеристики натюрморта как ипостась
у художественного образа картины.............................69
2.3. Проявление общественных характеристик содержания картины через социальную ипостась натюрморта..........................81
" 2.4. Декоративно-прикладная ипостась натюрморта как
выражение его этнокультурной функции......................92
Краткие выводы по второй главе...............................100
Глава III. Грани функций натюрморта и их ипостаси...................102
3.1. Особенности выявления семантических сторон художественного образа картины через предметы натюрморта.....................103
3.2. Предметы натюрморта в картине, способствующие выражению психологических сторон ее содержания.........................116
3.3. Натюрморт в картине и эстетические категории............126
3.4. Комплексный анализ функций натюрморта и их
( . іраней....................................................160
Краткие выводы по третий главе...............................170
Заключение...................................................171
Основные понятия.............................................173
Список литературы............................................178
»
2
Введение
Диссертация посвящена малоисследованной и актуальной теме -участию предметов, вещей, которые своей «тихой жизнью» создают «громкую славу» сюжету картины, ее художественному образу. Изображение предметов в картине - это не «мертвая натура», а персонифицированные, «живые» действующие образы, активно участвующие в организации динамики композиции, в разрешении коллизий, напряжений в момент синергетических взаимодействий персонажей, объектов, явлений природы. Тема исследования развернута в таких пределах, которые позволяют проводить комплексный анализ композиции и, прежде всего, художественного образа произведения живописи, в котором «натюрморт в структуре картины» приобретает существенное значение.
Общая характеристика работы
Исследование посвящено проблеме выявления функций натюрморта в структуре композиции картины в произведениях русской живописи XVIII — XX веков.
Актуальность исследования
Взаимодействие человека с окружающим его предметным миром всегда было в сфере внимания художника и по-разному интерпретировалось не только в натюрморте, но и других жанрах живописи. Раскрытие художественного образа произведения посредством окружающего человека мира вещей, осмысление их взаимоотношений и взаимовлияний не потеряло актуальности и сегодня.
Многие художники включали в композицию картины предметы, вещи, выступающие в роли элементов натюрморта. Во многих случаях предметы становились не только неотъемлемой частью картины, но и едва
художественного образа всего произведения, оттеняя различные стороны творческого замысла, определяемого содержанием картины.
«Неживая природа» не считается простым, легким в исполнении творческим актом, произведением, не требующим высокой художественной квалификации и глубоких теоретических познаний. Однако это не так. Создание художественного образа в натюрморте — дело нелёгкое, требующее больших внутренних энергетических, интеллектуальных затрат, переживаний, чувств, эмоций. Его художественный образ — это не копирование, не бездумное перенесение на холст предметов неживой природы. В натюрморте, как в любом виде искусства, недостаточно передать лишь внешний облик составленных в композицию вещей, здесь необходимо постичь особенности взаимосвязи, взаимовлияния вещей, в результате которых образуется их новое смысловое значение, несводимое к механическому соединению отдельных предметов, взятых из жизни человека. Передать трепетную красоту по-новому сочетающихся предметов, обратить внимание зрителя на тихое, подчас незаметное присутствие хорошо знакомых вещей, но способных вызывать у зрителя различные ассоциативные представления, навеянные особенностями взаимодействия их признаков друг с другом. Через предметы натюрморта можно передать черты и характеры людей, дух времени. Яркими доказательствами этому могут служить, например, работы Пименова Ю.И., Сороки Г.В., которые будут рассмотрены далее.
В творчестве многих художников имеются картины, в которых натюрморт не только присутствует, но во многом определяет художественный образ произведения. При восприятии и оценки произведения искусства всегда необходимы размышления, сравнения, анализ и общее представление о законах художественного творчества, что позволяет глубже понять роль натюрморта в картине. Восприятие живописи — это род духовной деятельности, который зависит от умения
сосредоточить и сознательно направить мысли и чувства к познанию художественного образа произведения, который раскрывается, в том числе, через окружающую предметную среду, то есть натюрморт.
В данном исследовании натюрморт не рассматривается как отдельный жанр, то есть как самостоятельное произведение искусства. Ниже анализируются только те работы, в которых натюрморт выступает в качестве составной, дополняющей, нередко определяющей части
композиции картины — портрета, интерьера, пейзажа. То есть рассматриваются только те произведения, в которых натюрморт играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания картины. Анализ функционирования натюрморта в структуре композиции картины
осуществляется на работах русских живописцев (XVIII - XX веков). Обсуждение функций натюрморта в картине требует постоянного соотнесения его с изображением персонажей, природы, интерьера, то есть всего произведения в целом. Поэтому, помимо предметно-
пространственной среды, далее пойдет речь о художественном выражении отношения человека к натюрморту, которое определяется творческой, нравственной, философской и мировоззренческой позицией живописца. Произведение живописи воплощает определенное представление об изображенном отрезке времени, указывает его место в художественном направлении искусства, передает переживание человека. Именно через мир предметов натюрморта в известной мере отображается внутренний мир человека: направленность его интересов, социальное положение, профессия, эмоциональные состояния и чувства.
Первое знакомство с произведением искусства зависит от того впечатления, которое получает зритель от художественного образа. Ядро, смысловой центр художественного образа определяют все элементы: весь предметный мир и состав композиции картины. Через натюрморт раскрываются характеры людей, персонажей картины, взаимоотношения