2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава I. Проблема произведения изобразительного искусства в европейском и
отечественном искусствоведении второй половины XIX века..................16
§1.1. От знаточеско-биографического знания к истории изобразительного
искусства.....................................................16
§1.2. От философско-эстстичсского познания искусства к теоретическому
искусствоведению..............................................19
§1.3. Проблема произведения изобразительного искусства в европейском и
отечественном искусствоведении................................22
Глава II. Проблема произведения изобразительного искусства в зарубежном и
отечественном искусствоведении XX века...................................36
§2.1. Проблема произведения изобразительного искусства на рубеже XIX- XX
веков.........................................................36
§2.2. От описания к анализу: проблема произведения изобразительного
искусства в искусствоведении первой половины XX века 49
§2.3. От анализа к интерпретации и истолкованию: проблема произведения изобразительного искусства в искусствоведении второй половины
XX века.......................................................80
Глава III. Проблема произведения изобразительного искусства в
просветительской и образовательной деятельности художественного
музея.....................................................................1*19
§3.1. Просветительская миссия и образовательный потенциал науки об
искусстве.......................................................119
§3.2. Проблема произведения изобразительного искусства как центральное звено связи между научным искусствоведением и просветительской
деятельностью художественного музея.............................146
§3.3. Педагогика современного художественного музея и проблема
произведения изобразительного искусства.........................181
Заключение.................................................................201
Примечания................................................................. 204
Библиографический список использованной литературы.........................214
3
Введение
Данное диссертационное исследование посвящено методологическому осмыслению проблемы произведения изобразительного искусства в искусствоведении второй половины XIX - XX века и взаимосвязям этого процесса со становлением педагогики художественного музея.
Актуальность диссертационного исследования определяется активным обсуждением в искусствоведческом сообществе путей дальнейшего развития науки об искусстве, ее места в системе гуманитарного знания на рубеже XX и XXI веков. В многочисленных устных и опубликованных дискуссиях центральное положение занимает вопрос о готовности современного искусствоведения к творческому, глубокому пониманию и истолкованию произведения изобразительного искусства. Его репрезентация во взаимосвязи с художественным процессом явилась ключевой научной проблемой искусствоведения второй половины XIX - XX века. Эволюция искусства XX века поставила искусствоведение перед необходимостью выявить соотношение сущностных, инвариантных, основ произведения изобразительного искусства и исторически обусловленной изменчивости его пространственно-временных особенностей, зрительского восприятия и научного рассмотрения. Интерес ученых и практиков к отраженной в диссертационном исследовании теме вызывается глубинными и глобальными изменениями характера современной культуры, проявляющимися в се визуализации, интенсификации информационного потока, смене книжно-письменной культуры электронноцифровой. Произведение искусства способно сыграть роль экологического фактора в современной культуре, медиатора во взаимоотношениях личности и духовных ценностей. Поэтому проблема произведения искусства, заняв центральное место в искусствоведении, приобрела высокий статус в гуманитарном знании в целом, и в частности, в активно развивающейся в XX веке педагогике художественного музея (Б. А. Столяров).
Междисциплинарный характер изучаемых вопросов определил исследование произведения изобразительного искусства в контексте
конструирование общего историко-художественного процесса, концептуализация определяющих его факторов и механизмов и другие.
Таким образом, теоретическое искусствоведение, генетически восходящее к доискусствоведчсским философско-эстетическим представлениям об искусстве, играет ключевую роль в становлении
современной науки об искусстве. Нго зарождение представляется триединым процессом, включавшим в себя:
• освобождение от диктата философского взгляда на красоту и искусство (<деэстетизация представлений об изобразительном искусстве);
• формирование самостоятельного методологического основания теории изобразительного искусства;
• «сплочение» науки об искусстве благодаря формирующейся теории изобразительного искусства, которая определила целевой и методологический суверенитет научного искусствоведения в целом, его всех составляющих - истории, теории и художественной критики.
В процессе и в результате «сплочения» истории и теории
изобразительного искусства сложилась исследовательская траектория, неразрывно соединившая конкретное произведение изобразительного искусства и художественный процесс в его наиболее общих тенденциях.
§1.3. Проблема произведения изобразительного искусства в европейском и отечественном искусствоведении
Разработка теоретических основ историко-художественного процесса потребовала нового понимания основополагающей реальности художественного мира, именно: произведения искусства. Искусствоведению XX века довелось на новом витке научного знания вновь совершить тот поворот в своем развитии, который уже единожды осуществлял И. Винкельман. «Винксльман первым сделал предметом изучения и художественного анализа
не личность и не биографию художника, а сами произведения искусства, мотивы, истоки, логику их возникновения и богатейшую познавательную «информацию», которую они в себе несут»".
Функционально-смысловую связь проблемы произведения изобразительного искусства с развитием науки об искусстве кладет в основание своего анализа эволюции искусствоведения крупнейший ученый-гуманитарий XX века X. Зсдльмайр. Он утверждает представление о двух принципиально разных науках об искусстве. Первая, «фиктивная», по выражению автора, наука выстраивалась на протяжении многих десятилетий, и к середине XX века подавляющее большинство научных публикаций об искусстве имели отношение именно к ней. Ее «фиктивность» состоит в том, что она «не понимает своих первичных (непосредственных) объектов - произведений искусства»". Вместе с тем фиктивность первой науки об искусстве не означает се нсфункциональности или бессодержательности. Она «...могла бы, скажем, датировать, локализовать произведения искусства посредством документов, определять исторические личности, положившие начало... чему-либо, реконструировать объективную форму вещей и т.д. - для решения всех этих задач она могла развивать тонкие и строгие процедуры. (...)
...она могла бы сравнивать друг с другом и классифицировать произведения-образования, выводить генетические отношения (отношения взаимного бытия-порождения, происхождения) из их сходства, констатировать изменения произведений во времени и пространстве, от одного исторического момента до другого и т.д. Но все это с весьма существенным ограничением: она могла бы высказываться только о таких свойствах и делать выводы только о тех из них, которые можно выявить, не стремясь при этом к пониманию самих произведений-образований как произведений искусства»".
11 Арзаканян Ц. Поспссловис/ЛБазен Ж. Ук. соч. С.440.
12 Зсдльмайр X. Искусство и истина: О теории и метоле истории искусства. - М.: Искусствознание, 1999. С.45. " Зсдльмайр X. Там же, с.45-46.
- Київ+380960830922