Ви є тут

Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства

Автор: 
Тарасенко Людмила Петровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172302
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................4
1. Обоснование темы..................................................4
2. Историография вопроса.............................................9
3. Обзор источников.................................................13
Глава I. Литературные источники по иконографии преп. Макария Желтоводского и Унженского............................................15
1. Реконструкция биографии преп. Макария по историческим источникам...................................................... 15
2. Первоначальная редакция Жития преп. Макария..................41
3. История текста Жития преп. Макария в первой половине XVII в 46
4. Литературные сочинения, созданные в Желтоводском монастыре
в XVII в............................................................58
5. Литературные сочинения, созданные в Унженском монастыре во второй половине XVII - первой половине XVIII в. и позднейшая редакция..........................................................64
6. «Сказание о чудесех чудотворного образа преп. Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерской пустыни обретаемой»
и почитание святого в Каргополье....................................78
Глава II. Древнейшая иконография преп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным и литературным источникам....................84
1. Иконы преп. Макария XVI - начала XVII века по литературным и письменным источникам.............................................84
2
2. Древнейшие образы преп. Макария в Унженском монастыре и его чудотворная икона................................................92
3. Древнейшие образы преп. Макария в Троицком Желтоводском монастыре и его чудотворная икона...............................113
4. Чудотворная икона преп. Макария в Хергозерской пустыни в Каргополье......................................................120
Глава III. Иконография преп. Макария Желтоводского и Унженского в XVI - начале XX века по сохранившимся произведениям.................125
1. Единоличные и деисусные образы преп. Макария...................125
2. Преп. Макарий с изображением основанных им монастырей 154
3. Образы преп. Макария в составе избранных святых................175
Глава IV. Житийная иконография преп. Макария Желтоводского и Унженского..........................................................192
1. Древнейшие произведения житийной иконографии преп.
Макария..........................................................195
2. Произведения житийной иконографии преп. Макария XVIII -начала XIX века.................................................203
3. Житийные образы преп. Макария в XIX в..........................223
Заключение..........................................................230
3
I 1 о
костромских городах . В собрании РГБ хранится «Сборник» (русские жития и другие статьи) середины XVII в. (прил. 2, кат. 21) с Житием краткой редакции. В конце выделены преставление («об исходе души») и прижизненное чудо о дочери Федора (л. 211 об.)- Вместо остальных чудес -одна фраза о нападении на Унжу варваров: «Бысть за оумножсние грех наших вслие належание от поганых варвар унжескому граду». Ые может ли этот список быть повторением протографа?
Итак, текст первоначальной редакции мог быть написан после событий в Унже и в Унженском монастыре, когда жители города обратились к воеводе Федору Супоневу с просьбой написать о чудесах святого. Эта редакция содержала V преп. Макария с прижизненными / чудесами. Наиболее распространенная (по количеству сохранившихся списков) краткая редакция с 10 чудесами была создана уже около 1552 г., причем девять посмертных были добавлены заново, а прижизненное чудо о дочери Феодора было исключено из основного текста и дополнило раздел чудес. Большая часть чудес краткой редакции происходит в Унженском монастыре с жителями окрестных сел и городов, поэтому Унженский монастырь представляется наиболее вероятным местом создания этой редакции.
О распространении этого агиографического произведения в XVI в. сказать что-либо определенное трудно. Из сохранившихся списков Жития к XVI в. определенно отнести можно только один - ГБЛ, ф. 310 (Уидольского), N 332 (прил. 2, кат. 7). В переписке патриарха Филарета с сыном есть интересные сведения: «Да в Макарьевежъ, Государь, написано про бывшего Московского митрополита Макария, что известно и ему было
118 В рукописном собрании РПБ хранится рукопись “Служба и житие преп. Макария Унженского” (Б. 21, XVIII в.), которая принадлежала потомкам Федора Супонсва. На полях рядом с «Чудом о граде Унжа» около имени Феодора Супонева они написали «Сей Феодор был ... сын Василия Константиновича Супонсва» (л. 107об.).
45
про Макарьево Желтоводцкаго добродетельное житие...»119. Это может указывать на какую-то иную редакцию, имевшую хождение в XVI в.
В описи Унженского монастыря 1613 г. указана только одна книга с Житием святого, находившаяся у гроба чудотворца (л. 238) (Приложение 3). Скорее всего, это была рукопись XVI в., так как престол, посвященный Макарию, существовал там и ранее. Конечно, раз был престол преп. Макария в Солигаличе, раз его почитали в Унже, там, скорее всего, также были рукописи со Службой и Житием святого.
3. История текста Жития преп. Макария в первой половине XVII в.
/. «Сказание о чудесах» и пространная редакция.
Пространная редакция Жития преп. Макария была выделена впервые
также В.О. Ключевским, который указал на содержащие эту редакцию
Четьи Минеи Германа Тулупова 1633 г. (прил.2, кат. 27). Его мнение было
поддержано Н.В. Понырко “ . Для этой редакции характерна значительная
переделка текста собственно жития и расширение состава посмертных
чудес на 6 сюжетов. Датировка этой редакции устанавливалась между 1615
г. (первое датированное чудо редакции) и 1633 г. (год создания Четьих
Миней Германа Тулупова, где впервые появляется эта редакция).
Д.Р. Ерофеев обратил внимание на существование списков краткой
редакции с десятью чудесами старой редакции и шестью новыми.
Последние объединялись названием «Сказания о чудесах преп. Макария
Желтоводского и Унженского чудотворца». Ученый высказал
предположение о существовании еще одного этапа истории этого
агиографического памятника - создания «Сказания о чудесах преп.
Макария Желтоводского и Унженского чудотворца», которое послужило
121
одним из источников для пространной редакции .
1,9 Письма русских государей 1848. С. 28.
120 Словарь книжников 1988. С. 291-292.
121 Ерофеев 2000. С.43-52.
46