Ви є тут

Творчество архитектора А. И. Дмитриева. От модерна к конструктивизму

Автор: 
Кириков Борис Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
205
Артикул:
172434
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
Оглавленис
Введение............................................................. З
Глава первая. Творчество А.И. Дмитриева в период
становления петербургского модерна............................. 11
Глава вторая. Стилистические поиски Л.И. Дмитриева и формирование петербургского ретроспективизма...................... 66
Глава третья. Реализация рационалистических принципов в промышленном и жилищном строительстве............................ 100
Глава четвертая. Вклад А.И. Дмитриева в развитие
архитектуры конструктивизма......................................... 120
Глава пятая. Завершающий период творчества А.И. Дмитриева 160
Заключение.......................................................... 169
Примечания.......................................................... 171
Список литературы................................................... 196
Введение
Представитель петербургской архитектурно-инженерной школы рубежа XIX - XX веков, Александр Иванович Дмитриев (1878-1959) оставил значительный след в развитии самых разных областей отечественного зодчества. В своих ранних критических трудах и теоретических исследованиях начала 1900-х годов он выступал приверженцем нового стиля — модерна, рассматривая художественно-стилистические аспекты в сочетании с вопросами архитектурно-строительной техники. Повороты в его эволюции от раннего модерна к ретроспективным и рациональным тенденциям, а затем — к конструктивизму явились результатом воздействия окружающей архитектурной атмосферы. Однако в них следует усматривать не столько неопределенность формально-стилевых предпочтений, сколько отзывчивость на менявшиеся общественно-культурные запросы, мобильное восприятие новых импульсов, искреннее стремление быть современным, то есть выражать дух нынешнего дня.
Анализ многообразной и разносторонней деятельности А.И. Дмитриева, охватывающей все области гражданского и промышленного строительства, конкурсного проектирования, архитектурной практики и педагогики, — позволяет последовательно проследить процесс формирования основных тенденций в развитии отечественного зодчества первой половины XX века и выявить специфические региональные особенности петербургской и ленинградской архитектурной школы.
Архитектор всегда оставался верен определенным методологическим установкам. Это приоритет функционально-планировочного начала и выявление типологической специфики сооружений, учет климатических факторов, активная структурообразующая роль конструкции и технологии. Художественная сторона творчества Дмитриева часто смыкалась с инженерной, причем утилитарные сооружения он рассматривал как равноценную часть искусства архитектуры. Все эти особенности творческого метода мастера важны для понима-
-23-
отделки. Иногда они обретали нарочито неправильные очертания, будто нарисованные быстрым и самопроизвольным движением руки. Архитектор полемически подчеркивал живую свободу кривых линий, насильственно подчиняя им конструктивную логику. Насыщенность дробными деталями, орнаментом и живописными вставками вносила впечатление беспокойной пестроты и избыточности декоративных средств. Поэтому при всей стилистической несхожести и эклектикой помещения особняка напоминали перегруженные интерьеры конца XIX века.
Приемы декоративной стилизации модерна проявились в рисунке фонаря у ворот . Высокий пилон прочерчен тремя вертикальными бороздками — такой мотив, заимствованный у патриарха нового стиля австрийца О. Вагнера, был очень популярным среди петербургских архитекторов. Сам фонарь закреплен внутри металлической фигуры дракона, из которой вырастали, прихотливо извиваясь, растительные побеги. Конструкция здесь превращалась в стилизованное изображение, а то, в свою очередь— в орнамент. Непрерывность разных элементов композиции, взаимообратимость конструктивного и декоративного начал показательны для формообразования модерна.
Первой осуществленной, но не дошедшей до нас постройкой Дмитриев заявил о себе как серьезный адепт нового стиля. Благодаря публикации в журнале «Строитель»24, особняк Г.В. Эша стал известен в профессиональной среде. Для начинающего практика, едва сошедшего со студенческой скамьи, это был несомненный успех, хотя трактовка модерна еще носила отпечаток наивной нарочитости и не вылилась в отточенные формы.
В проектных чертежах особняка и других эскизах заметно изменение графического языка. Мелкая штриховка уступала место более свободному рисунку, возрастала роль линии. В акварельных отмывках Дмитриев стремился к насыщенным цветовым сочетаниям, иногда использовал мягкие переходы оттенков, блеклые тона. Важное значение приобретали стилизованный шрифт и декоративные обрамления.
Ранний период творчества Дмитриева совпал с высшим расцветом кон-
-24-
курсного проектирования. Как правило, конкурсы проводились архитектурными обществами по заказам учреждений и частных лиц. Творческие состязания помогали найти оптимальное решение заданной темы или, по крайней мере, давали исходный материал для ее дальнейшей разработки. Участие в них нередко открывало путь к получению выгодных заказов на постройки, позволяло завоевать известность или упрочить свое реноме, наконец, приносило авторам премированных и приобретенных вариантов ощутимый заработок. Конкурсы были тем горнилом, в котором выковывалось и оттачивалось мастерство молодых зодчих. Результаты открытых конкурсов выставлялись и публиковались, становясь неотъемлемой активной частью архитектурной жизни и единого творческого процесса.
С верой в свои силы Дмитриев в 1900-1901 годах принял участие в двух престижных конкурсах, привлекавших широкое внимание. Темами проектов были Суворовский музей и новое здание петербургского вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Витебского). Вместе с ним работал Николай Дмитриев, помогавший старшему брату, скорее всего, в технических вопросах 25.
В 1898 году было принято решение возвести к 100-летию кончины A.B. Суворова мемориальный музей. Вскоре архитектор В.Ф. Свиньин представил эскиз здания в формах древнерусского крепостного зодчества, напоминав-
26
ших Московский кремль, с мозаичными картинами на фасадах . Между тем программа конкурса ориентировала на отображение не только личности великого полководца, но и его эпохи. Конкурс был объявлен летом 1900 года, срок представления проектов истекал 2 января 1901 года. Для будущего мемориала выбрали участок Преображенского плаца на углу Парадной и Госпитальной улиц. Музей должен был включать главный и два или три малых зала, предназначенных для экспозиции, а также вестибюль и служебные помещения. Шту-
27
катурка для фасадов не допускалась .
Репрезентативная и мемориальная функции ассоциировались с классицистическими стилями. Большинство конкурсантов (среди них — один из лидеров