2
ОГЛАВЛЕНИЕ
#
. Введение 4
Часть первая: Жизнь Наума Габо в эру научных открытий, 43
войн и революций
■ Детство и школьные годы в России 45
■ Студенческие годы 52
■ Начало творческой деятельности. Норвегия 56
• ■ Советская Россия 65
■ Берлинский Период. Париж 75
■ Английский период 87
■ Американский период 99
Часть вторая: Теория, метод, элемент 106
■ Проблема взаимоотношения науки и искусства в 107 теоретических трудах Наума Г або
-Ранний период ( 1920-1936) 109
* -Зрелый период (1937-1956) 123
-Поздний период (1957-1977) 131
■ Струнный метод скульптурного моделирования и 140 математические конструкции
-К истории появления метода: работы Генри Мура и 142
Барбары Хепуорт
-Струнные конструкции Н. Габо 149
* ■ Кинетические конструкции Г або 165
3
-Кинетическая конструкция (Стоячая волна) 169
-Фонтан «Вращающийся торс» 182
Заключение 193
Список литературы 201
Приложение 223
■ Дизайн? (1926) 224
■ Конструктивная идея в искусстве (1937) 232
■ Концепции русского искусства (1942) 245
• ■ Кинетическая конструкция 1920 года (1969) 254
♦
1
24
Науму Габо»47. Написанная к большой ретроспективной выставке Габо
V
1985 года, эта книга - результат личного переосмысления творчества скульптора, скорее интересна как свидетельство того впечатления, которое искусство Габо производило на зрителя, притягательности созданного им визуального мира, чем результат научной попытки проанализировать творчество скульптора.
Результатом совместных усилий целого ряда искусствоведов по сбору материалов и исследованию творческого пути скульптора стал каталог выставки «Наум Габо - 60 лет конструктивизма»48, прошедшей в 1985 году в Далласе (США). Данный труд по сей день остается важнейшим исследованием творчества скульптора, содержит целый ряд проблемных статей, посвященных разным периодам в творчестве мастера, полный каталог его работ49, полный список литературы о скульпторе, перечень персональных и групповых выставок и фотографии его произведений.
Статья американского искусствоведа, директора Художественного музея г. Далласа Стивена А. Неша50, помещенная в каталоге, впервые дает широкий искусствоведческий анализ творчества скульптора в целом. Уже
* на первой странице Неш отмечает, что вопрос о роли «научного элемента» в художественном становлении скульптора является важным и требующим прояснения51. Здесь же в примечании он приводит целый ряд примеров «обвинения» Габо в «математичности» и «научности» его творчества . Опираясь на заявления самого скульптора, Нсш отмечает, что, хотя Габо и был среди тех художников, на которых повлияли новейшие открытия в
47 Forge A. An Appreciation of Naum Gabo. Kent (England), 1985.
48 Merkert J., Nash J. Naum Gabo: Sixty Years of Constructivism. Munich, 1985.
49 C. Sanderson, C. Loddcr Catalogue raisonné // Ibid. P. 200-255.
50 Nash S.A. Naum Gabo: Sculpture of Purity and Possibility // Merkert J., Nash
• J. Op. cit. P. 11-46.
51 Ibid. P. 11.
52 Ibid. P. 11, сноска 6.
25
науке, его искусство вовсе не имело целью иллюстрировать научные принципы. Здесь же отмечается геометричность конструктивизма Габо, тот факт, что некоторые из его конструкций 1920-х годов напоминали лабораторные приборы, или математические модели. В то же время подтверждается интерес скульптора к современной философии витальности, интуитивной природе композиционных решений, визуальной, а не концептуальной обработке форм, встречающихся в математике. При этом в заключении Габо называется одним из художников, установивших связь между технической и художественной сферами, а его искусство -примером того, как могут быть выразительны логические, четкие, геометрические формы5'.
Следующая далее статья Кристины Лоддер посвящена биографии скульптора раннего периода ( 1890-1922)54, здесь впервые представлен обширный материал, полученный в результате обработки семейного архива Габо. Лоддер провела тщательную проверку многих фактических данных, известных ранее только со слов Габо: место и дата его рождения, личности родителей, программы университетских курсов, на которые он был зачислен, данные о его деятельности в рамках отдела ИЗО Наркомпроса и т.д. Британский искусствовед также участвовала в сложной процессе составления полного каталога произведений скульптора, осуществленной вместе с Колин Сандерсон. Последний в 1980-е годы предполагал начать исследование вопроса о роли науки в становлении художественного метода Габо, но работа так и осталась незавершенной55. За 20 лет, прошедших с тех пор, как каталог был составлен, многие произведения мастера поменяли свое местонахождение. Большая часть произведений, указанных здесь как
53 Ibid. Р. 45.
54 Lodder С. Gabo in Russia and Germany 1890-1922: A Biographical Study // Merkert J., Nash J. Op. cit. P. 47-54.
55 В архиве галереи Тейт (далее TGA) хранится запись лекции К.
- Київ+380960830922