Оглавление.
Введение.
Постановка проблемы..............................................4
Основные понятия и определения церковного шитья..................8
Научная разработанность темы....................................14
Часть I. Богословские, исторические и технические основы церковного шитья.
Глава 1. Истоки и богословие церковного шитья...................32
Глава 2. История формирования и историческое бытие традиций церковного шитья в России.
2.1 Предпосылки развития и источники............................37
2.2 Х-ХШ века...................................................40
2.3 Х1У-ХУ11 века...............................................46
2.4 ХУШ-Х1Х века................................................55
2.5 Начало XX века..............................................61
2.6 Коллекции русского церковного шитья.........................63
Глава 3. Материалы и технология церковного шитья.
3.1. Идея, проект...............................................69
3.2. Инструменты................................................70
3.3. Материалы и техники........................................73
3.4. Подготовительные работы...................................106
3.5. Вышивание и сборка........................................111
2
Часть II. Возрождение традиций церковного шитья в России на рубеже ХХ-ХХІ веков. Глава 4. Современное церковное шитьё.
4.1. Этапы и особенности возрождения..........................113
4.2. Проблемы и основы развития...............................124
Глава 5. Мастерские и мастерицы рубежа ХХ-ХХІ веков.
5.1. Мастерские и мастерицы. Общие черты......................139
5.2 Описания мастерских
учебные...................................................147
монастырские ручной вышивки...............................173
производственные ручной вышивки...........................180
производственные машинной вышивки.........................187
монастырские машинной вышивки.............................192
5.3 Мастерицы.................................................195
Заключение....................................................214
Список сокращений.............................................218
Словарь специальных терминов..................................220
Библиография..................................................221
Список иллюстраций............................................237
Том 2. Приложения.
Приложение I. Схемы.............................................2
Приложение 2. Иллюстрации......................................13
Приложение 3. Предметы церковного шитья.......................301
Приложение 4. Список мастерских и мастериц....................313
Приложение 5. Мастера вышивки.................................315
3
лицевые, а орнаментальные. Хоругви из простого и лаконичного плата превратились в вертикальный прямоугольник, в нижней половине разделённый на три конца, а вместо вышитого монументального образа получили написанную маслом маленькую икону на доске, пришитую к ткани. Повсеместно исчезают пелены как прямой результат уничтожения древнерусской иконописной традиции.
В XVIII-XIX веках вклады вышитой текстильной утвари, в отличие от времени Древней Руси, уже не были редкостью. Каждый считал за счастье принести в дом Божий какую-либо лепту. Теперь их делали происходившие из разных сословий прихожане. Они по своему усмотрению, оказывая давление на духовенство, пытались вносить изменения в устройство храмов, особенно домовых. Если раньше в храм несли специально вышитые драгоценные предметы церковного текстиля, то теперь часто жертвовали вышедшие из употребления придворное платье и военные мундиры. Элементы золотного шитья с ворота и обшлагов срезали и переносили на церковные облачения. Примеры таких вещей хранятся в коллекции ГМИР.156
Святейший Синод предпринимал попытки бороться с обмирщением церковных облачений, но они часто были безуспешными. Главные критерии церковного шитья, идейное содержание и драгоценность, постепенно теряли своё значение.
Текстильная богослужебная утварь, как и раньше, шилась из иноземных тканей - парчи, кармазинного сукна, камки и шёлка. Их привозили из Турции, Персии, Индии, Китая и Японии. Использовались и наиболее нарядные ткани российского производства. Большое количество названий золотных тканей из письменных источников исчезло, они упоминались как драгоценные ткани. ' Со второй половины XVIII и
156 Шубина Т. Г. Церковное шитьё XIX- начала XX века в собрании ГМИР // Покров. Вып. 1. СПб., 2005.
С. 37-38.
157 Указ Святейшего Синода № 1644 от 19 октября 1754 года // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. T. IV. 1753 -28 июня 1762 годов. СПб., 1912. С. 86.
158 Реформа костюма, предпринятая императором Петром I, сыграла трагическую роль в истории этих
58
особенно в XIX веке все золотые ткани именовались парчой.,59 Ткани с религиозной символикой в это время большая редкость.
В церковном шитье стали преобладать дешёвые материалы. С начала
XVIII века для украшения предметов церковной утвари стали использовать золотные плетёные сетки, которые не отличались большим разнообразием узоров. Их прозрачная структура, лёгкость, мягкий ненавязчивый блеск при накладывании на разноцветные шёлковые ткани создавали особый декоративный эффект и упрощали работу.160
XIX век.
Это время расцвета вышивки. Она присутствовала не только в народном быту, помещичьих мастерских, но и в дворцовых интерьерах и в модных салонах императорского Петербурга.161 Пяльцы и иголку было привычно видеть в руках даже придворных дам. Украшались изящными узорами бытовые вещи - кошельки, сумочки, кисеты, чехлы, подушки.
В начале столетия, в связи с новыми требованиями эпохи классицизма, характер церковного текстиля резко изменился. Особенно эта перемена проявилась после окончания Отечественной войны 1812 года. В сфере православного искусства сказались патриотические поиски русских истоков и сильное влияние европейских художественных традиций. Облачения и литургические комплекты этого времени строги и лаконичны. Чистота форм и линий придавали им монументальность. Чаще всего они представляли собой предметы и облачения из шёлкового французского однотонного бархата с золотным высоким шитьём в виде полос орнамента и отдельных деталей, крестов, орудий Страстей Христовых, виноградной лозы, цветов, букв.
тканей. Новый, насильно навязываемый, европейский костюм не предполагал традиционного обилия драгоценных материй, любимых русским народом. Кроме того, парь издал несколько указов в 1717-1720 годы, запретивших приобретать драгоценные ткани.
139 Это вызвало такое замечание знатока старинных утварей П.Савваитова: «Нынешнее название золотных и серебряных тканей парчою указывает только вид, в котором они продавались: по-персидски парча значит «кусок»». (Савваитов П. Описание старинных русских утварей...СПб., 1865. С. 173.)
160 Золотосеребряное кружево ХУП-ХХ века в собрании Сергиево-Посадского музея. Каталог. Авт.
встун. ст. и сост. кат. Баранова Г.К. М, 1993. С. 10.
|й| Сохранилось несколько вышивок, обладавшей большим художественным вкусом императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I.
59
- Київ+380960830922