Ви є тут

Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры : XVIII - первой половины XIX вв.

Автор: 
Казакова Вера Викторовна
Тип роботи: 
XVIII - первой половины XIX вв.
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
172113
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................4
Глава 1. Историко-культурные предпосылки возникновения частной
коллекции в России.....................................................13

§ 1 .Из истории западноевропейского собирательства. Сокровищницы,
кунсткамеры, кабинеты знатоков.................................13
§2.Предпосылки систематического коллекционирования в России
1.1 .Собирательство предметов декоративно-прикладного
искусства допетровского времени.............................23
1.2.Протоколлекции частных лиц XVII века....................27
§З.Коллекции петровской эпохи: начальный этан становления
классического частного собирательства..........................33
Глава И.Частные собрания второй половины XVIII века: от утилитарности к
экспонированию.........................................................56
§1.Особенности собирательства елизаветинского времени............56
§2.Расцвет частного коллекционирования екатерининской эпохи
1.1.Дворцовые коллекции середины XVIII в.......................72
1.2.Частные коллекции в бытовых комплексах второй половины
XVIII в........................................................82
Глава ТИ. Частные коллекции «классического» типа: становление и
предпосылки развития...................................................93
§1.Влияние художественной практики первой половины XIX в. на
специфику собирательства.......................................93
§2.Дворцовое собирательство 1800-50-х гг........................104
§З.Первые коллекции предметов декоративно-прикладного искусства («русские музеумы» П. Сгшньина, М.Погодина и П. Коробанова)123
Заключение........................................................... 140
Список литературы.....................................................144
Приложение. Список иллюстраций. Иллюстрации...........................158
Введение
Проблемы истории и теории частного коллекционирования в России стали для отечественного искусствознания последних десятилетий весьма актуальны и востребованны. Это было продиктовано, в частности, быстрым ростом антикварного рынка и возвращением традиций частного собирательства. Исследовательские изыскания выступили подтверждением статуса частного коллекционирования в России как весьма значимого культурного явления, которое смогло способствовать сохранению богатого художественного наследия и стать важной составляющей российской художественной жизни. Исследовательский материал позволил сделать ценные обобщения и выводы относительно этой практики, предложить систематизацию и типологию частных коллекций, открыть имена их собирателей, проанализировать исторический опыт сохранения и экспонирования частных коллекций.
Между тем наиболее разработанной остается тема коллекционирования произведений изобразительного искусства. Что же касается истории собирательства в области декоративно-прикладного искусства, то она пока не стала объектом активного исследовательского интереса, хотя собирательская деятельность в этой области имеет свою особую судьбу. Она интересна хотя бы тем, что уже в XVIII веке собирательская деятельность стала осуществляться в России через тесный контакт с практикой профессионального декоративно-прикладного искусства и в определенной степени стимулировала развитие его отдельных видов. В начале XIX века, когда в Европе, а затем и в России началось увлечение древней и средневековой историей, ведущими объектами собирательства стали предметы, имеющие историческую ценность, в том числе (а иногда и в первую очередь) предметы декоративно-прикладного искусства. Так появились коллекции, подобные «русскому музею» П.Коробанова, «древлехранилищу» М.П.Погодина и т.д., утвердившие историческую ценность предметов декоративно-прикладного искусства в единстве с их
19
древнеримские коллекции папы Павла И, Сикста IV, Иннокентия VIII, статуарий Гримами в Венеции, куда входили в первую очередь портретные изображения римских императоров.
Интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и их коллекционированию продолжает сохраняться в странах севернее Италии. Особенно хороню это видно на примере Германии, в том числе - в бытовании особых терминов для обозначения помещения для хранения, а, главное, показа коллекций.
В Италии это было понятие «студьоло»; кроме понятия «студьоло» для обозначения помещения для хранения и, главное, показа коллекций, в период Возрождения появилось и другое понятие - «кунсткамера» (немецкое «КщЫкаттег»), обозначавшее частное собрание и предметов, созданных человеком, и, в первую очередь, произведений искусства, и образцов произведений природы. Оно получило распространение в странах Центральной и Северной Европы6.
Термин «кунсткамера» впервые был упомянут в источнике 1550 г. при описании самостоятельной коллекции императора Священной Римской империи Фердинанда I Габсбурга (1558-1564) в Вене. Коллекция включала в себя картины, дорогие кубки, образцы произведений природы. Близкий к этому понятию, но несколько более ограниченный термин «вундеркамера» (\Уипс1егкаттег) или коллекция диковин (редкостей) появился несколько позже в хронике графов фон Циммеров (1564-1566) для описания комнаты, в которой размещались такие образцы природы, как кораллы или растение мандрагора (ему приписывались магические свойства), но больше всего там было аномальных предметов.
Примерно в это же время (1565) коллекционер врач Самуэль фон Квихельберг использовал оба термина. Он рассматривал кунсткамеру как «комнату с предметами, созданными человеком», а вундеркамеру как
(' БсЬЫЬсг Е. КипБСкаттег/УТЬе Лспопагу оГагЬ Ап: Ла^.-НУ., 1996.-V. 19. Р.520-523
20
«странного вида вещи, находящиеся под руками»7. В 1594 г. оба понятия были объединены вместе в выражении «кунст- и вундеркамера» в завещании эрцгерцога Фердинанда II Габсбурга по отношению к его коллекции в замке Амбрас (ныне в пределах Инсбрука, Австрия). В немецком языке этот термин в ходу и сейчас.
Согласно мнению С. фон Квихельберга, «кунст- и вундеркамера» представляла собой собрание, в котором мир и все то, что рождается в нем -от необработанных продуктов природы до искусно сделанных человеком предметов, - имело равную ценность и рассматривалось как целое.
Среди изделий, изготовленных человеком (или «артефактов»), представляемых в кунст- и вундеркамерах, были произведения искусства -картины, произведения пластики, ювелирные изделия, изделия из текстиля, металла, керамики, предметы, изготовленные из особых материалов: слоновой кости, янтаря, рога, горного хрусталя, полудрагоценных камней, небольшие восковые фигурки, монеты, медали, образцы мебели, графические произведения искусства, книги, документы. В особую группу выделялись научные инструменты. Насколько велики были покупательные способности владельца коллекции, показывали экзотические предметы. В этой группе на первом месте находились образцы азиатского искусства (фарфор, рисунки по шелку, изделия из лака, текстиля, слоновой кости, гравированные камни) и предметы из Африки (из слоновой кости и текстиля). Все то, что свидетельствовало о преодолении мастерами технических трудностей при изготовлении предметов и иногда представляло собой вызов этому материалу, выделялось в особую категорию (например, вещи, выточенные из дерева и кости).
Владелец кунсткамеры мог ее унаследовать или собрать, систематически приобретая для нее предметы - непосредственно, через посредников или, используя семейные связи, а также получая подарки.
71 рицкевнч В.П. Указ. соч. - С. 110