Ви є тут

Творчество Татьяна Назаренко

Автор: 
Томсон Ольга Игоревна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172452
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.........................................................3
Глава 1.
Тенденции развития искусства России 70-х годов XX века...........7
Глава 2.
Портрет современника в творчестве Татьяны Назаренко.............35
Ь
Глава 3.
Исторический жанр в творчестве Татьяны Назаренко................73
Глава 4.
Творчество Татьяны Назаренко в 90-е годы........................110
Заключение.....................................................131
Примечания.....................................................142
(9 Библиография..........................................................170
ВВЕДЕНИЕ
Целыо диссертационной работы является изучение и анализ творчества Татьяны Назаренко в контексте эволюции современного отечественного искусства периода с 70-х годов и до последних лет XX века, а, так же, определение степени влияния не только российского, но и зарубежного искусства на ее творчество.
В соответствии с этим в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Исследование критической литературы, посвященной вопросам развития современного искусства России, начиная с 70-х годов и до самого конца XX века.
2. Анализ работ, посвященных теме «Портрет современника” в творчестве художницы.
3. Роль исторической темы в работах живописца.
4. Анализ произведений Татьяны Назаренко, созданных в последнее десятилетие и тенденции развития отечественного искусства 1990-х годов.
5. В заключении подведены итоги комплексного изучения творчества художницы и выявлены главные особенности развития ее творчества.
При работе над диссертацией главными источниками исследования стали работы художницы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях мира, а так же научные изыскания ведущих искусствоведов за последние 40 лет, посвященные проблемам развития современного искусства России.
обрекает себя на отчуждение от зрителя массового, предпочитая толпе — интеллектуала. «Расчет ведется на того зрителя, который может понять и принять правила игры».(16)
В связи с такой концепцией самовыражения, в искусстве «семидесятников» появляется понятие - «смысловая картина». Новая смысловая картина «живет по законам, где в основе «лежит обычно монтаж изобразительных мотивов, сопоставленных на одном холсте в форме триптиха, диптиха, серии картин, иногда в чрезвычайно сложных соотношениях.(16) Главным требованием к зрителю становится правильное прочтение «набора цитат», а не любовное восприятие пластических, живописных ценностей. В этом «...явственно видна интеллектуализация как художественного творчества, так и восприятие живописи: здесь складывается и особая ситуация игры на этот раз игры интеллектуальными категориями: игры в бисер».(16)
И, тем не менее, положительным качеством нового искусства, отмеченным критикой, стало то, что картина вернулась в лоно станковизма и отказавшись от характерного для времени «сурового стиля» соперничества с монументальным вариантом декоративного панно или гобелена. (17) Такой отказ от монументальности был продиктован стремлением большинства художников к созданию картины, « как автономной художественной ценности».(17)
В 1970-80-х годах исторический жанр для «семидесятников», в особенности для творчества Татьяны Назаренко, становится одним из наиболее важных, и
во многом претерпевает ряд изменений. В нем появляется новая тенденция: оболочка жанра остается, но смысл ее как бы расходится с сутью изображения. «Метаморфозы исторического жанра не являются его видоизменением, ибо видоизменения коснулись самой типологии жанра. Традиционный исторический жанр обретает смысл, растворяющий прежние понятия жанра»(18) Сами же исторические образы стремятся принять характер метафоры, а «метафора порывает с натурностью изображения, столь характерной для воплощения истории»(18), а «исторический жанр оказывается неустойчивым образоваиием»(18) «Художники 70-х ощущают, сохраняют и подчеркивают дистанцию, отдаляя даже не столь далекие от нас по времени события, сообщая им интонацию вечности, причастности большому Времени и большой Истории».(19) Но если историческая картина в 60-х годах была картиной исторического переживания, то в 70-х она становится картиной-размышлением. А. Якимович в статье «Черты переходности», рассматривает этот процесс с точки зрения отражения в картинах внутреннего мира художника, выделяя несколько характерных черт его творческого сознания. Действительность, по утверждению автора, такова, что художник, представляет собой «разнополярное сущсство»(20), объединенное воедино. «Распадение человеческой личности на несколько близнецов, является недвусмысленным, даже прямолинейным напоминанием и свидетельствует о множестве творческих натур самого художника».(20) Работая над разными темами и приходя к несходным решениям, художники затрагивают